Не поедут без ГАИ

Владимир БАРШЕВ, «РГ»
19.04.2019 10:29
Госавтоинспекция будет допускать автошколы к обучению будущих водителей по-новому.

    Вступили в силу приказы МВД по взаимодействию Госавтоинспекции с автошколами. О том, как теперь сотрудники ГИБДД будут проверять автошколы, какие документы им выдавать и что необходимо проверять желающему обучиться вождению, в редакции «Российской газеты» рассказал заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Николай Шеюхин.

    Речь идет о двух приказах. Первый утвердил порядок согласования основных программ обучения водителей, а второй - порядок выдачи заключений на соответствие учебно-материальной базы автошкол этим программам.

    После того как ГАИ вернули контроль за автошколами, аварийность начинающих водителей снизилась более чем в два раза.

    Николай Шеюхин напомнил, что с 2010 по 2013 год в связи с изменением порядка лицензирования ГИБДД перестала контролировать подготовку водителей. В результате уровень подготовки кандидатов резко упал, а аварийность начинающих водителей выросла. Поэтому в 2013 году Госавтоинспекции вновь вернули обязанность по согласованию программ и выдаче соответствующих заключений.

    В результате по итогам 2018 года в сравнении с 2013 годом количество ДТП по вине начинающих водителей снизилось на 59 процентов, погибших в них людей - на 69 процентов, а раненых - на 58 процентов.

    Но если до сих пор заключения выдавались, то зачем потребовались эти приказы?

    - Мы установили единый порядок, - пояснил Николай Шеюхин. - До сих пор в каждом регионе были свои подходы. Приказы устанавливают один общий для всех порядок проведения процедур, с прописанными сроками их проведения. Это будет удобно как для самих образовательных организаций, так и для сотрудников госавтоинспекций. Кроме того, введение такой процедуры, как прекращение действия заключений, создаст барьер для недоброкачественного обучения и использования учебно-материальной базы, несоответствующей установленным требованиям.

    В приказах сокращены сроки согласования программ и выдача заключений до 15 рабочих дней. Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании программ и в проведении обследования учебно-материальной базы автошкол. Обследование проводится только тогда, когда организация хочет получить лицензию либо по истечении сроков действия ранее выданного заключения, либо при реализации новых программ и изменениях количества мест подготовки, либо их адресов. Массовой замены заключений не будет.

    Также установлен срок действия заключения - пять лет с момента выдачи.

    Ранее такие заключения выдавались бессрочно. То есть сейчас возникнет ситуация, когда ГИБДД не сможет проверить материальную базу у автошколы с таким заключением.

    - Все ранее выданные заключения действуют до истечения установленных в них сроков, - пояснил замначальника отдела Госавтоинспекции МВД России Николай Гиляков. - Если заключение было выдано на неограниченный срок, мы ограничить срок его действия не можем. Но в то же время, возможно, образовательная организация будет осуществлять обучение по новым программам, использовать новые места образовательной деятельности, тогда будет проведено обследование и данный срок заключения может быть установлен.

    Он напомнил, что сейчас идет работа над внесением изменений в положение о Госавтоинспекции. В случае если этот документ будет утвержден и вступит в силу, то у Госавтоинспекции появятся полномочия, чтобы проверять автошколы, в том числе и те, которым заключение выдано бессрочно.

    На конец 2018 года количество автошкол было чуть более 6900. За прошедшие годы выдано более 13 тысяч заключений с различными сроками действия. У автошколы могло быть несколько заключений на каждый объект недвижимости.

    Все ранее выданные заключения действуют до истечения установленного в них срока. В том числе и выданные на неограниченный срок. 

    - Бессрочных заключений сейчас незначительное количество, - пояснил начальник управления Госавтоинспекции МВД России Роман Мишуров. - В соответствии с новыми нормами у организаций будет теперь только одно заключение. И в этом заключении будут прописываться все программы, все места осуществления образовательной деятельности. Мы уходим от того, что у одной организации может быть несколько заключений. Если у автошколы что-то меняется, мы старое заключение аннулируем, а новое выдаем.

    Он также напомнил, что в приказах закреплены основания, по которым уже сейчас можно прекратить действия ранее выданного заключения. Таким основанием может быть, например, обращение собственника земельного участка о том, что автошкола расторгла договор аренды. А этим пользуются недобросовестные автошколы, чтобы сэкономить на обучении.

    Вся информация об организациях, получивших заключения или в отношении которых действие заключения прекращено, будет в течение суток размещаться на сайте Госавтоинспекции. Те, кто выбирает автошколу, смогут с ней ознакомиться.

Скидка на ОСАГО рассчитывается по-новому

    Вступила в силу та часть указания Банка России о реформе ОСАГО, которая касается коэффициента «бонус-малус». Если водитель не попадал в аварии, то он сокращается на 5 процентов в год, если попадал, коэффициент, а с ним и стоимость полиса, значительно вырастает.

    Теперь этот коэффициент устанавливается для каждого автовладельца раз в год, и он станет единым, а значит, ошибок и злоупотреблений станет меньше.

    До сих пор у водителя могло быть несколько коэффициентов. Например, у него есть свой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, а также он вписан в другие полисы автогражданки. Сколько полисов, столько коэффициентов. Это приводило к спорам со страховщиками и иногда необоснованным завышениям стоимости полиса. Автовладельцам, у которых несколько значений «бонус-малуса», будет присвоен наименьший из них. Для юрлиц этот коэффициент будет присваиваться один на весь автопарк. Сейчас он свой для каждой машины. Что также приводит к путанице, а зачастую и к мошенничеству.

    Также история водителя теперь обнуляться не будет. То есть присвоенный коэффициент сохранится за водителем, даже если он год не покупал полис. До сих пор, если водитель, например, год управлял автомобилем с открытым полисом ОСАГО, то есть без ограничения количества допущенных к управлению, его история сгорает. И при покупке нового полиса коэффициент его снова равняется единице. Этим пользовались те, кто часто попадал в аварии по своей вине. Это была такая дырка для недобросовестных автовладельцев, которые таким образом снижали для себя стоимость полиса. В результате наказующее воздействие коэффициента «бонус-малус» было минимальным.
Выгоднее станет оформлять ОСАГО на себя. Появится возможность после того, как из-за аварии цена полиса взлетела, постепенно ее снизить.

    Изменилась и работа систем «Е-гарант» и «Единый агент». До сих пор если автовладелец не мог купить полис напрямую у страховщика, то через электронную систему Российского союза автостраховщиков ему оформлялся полис с компанией по случайному выбору. Это могла быть совершенно неизвестная компания. Теперь же автовладельцу будет предложен выбор из нескольких компаний.

Фото Владимир АНОСОВ и Сергей КУКСИН, «РГ».

Материал предоставлен rg.ru

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией