Не поедут без ГАИ

Владимир БАРШЕВ, «РГ»
19.04.2019 10:29
Госавтоинспекция будет допускать автошколы к обучению будущих водителей по-новому.

    Вступили в силу приказы МВД по взаимодействию Госавтоинспекции с автошколами. О том, как теперь сотрудники ГИБДД будут проверять автошколы, какие документы им выдавать и что необходимо проверять желающему обучиться вождению, в редакции «Российской газеты» рассказал заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Николай Шеюхин.

    Речь идет о двух приказах. Первый утвердил порядок согласования основных программ обучения водителей, а второй - порядок выдачи заключений на соответствие учебно-материальной базы автошкол этим программам.

    После того как ГАИ вернули контроль за автошколами, аварийность начинающих водителей снизилась более чем в два раза.

    Николай Шеюхин напомнил, что с 2010 по 2013 год в связи с изменением порядка лицензирования ГИБДД перестала контролировать подготовку водителей. В результате уровень подготовки кандидатов резко упал, а аварийность начинающих водителей выросла. Поэтому в 2013 году Госавтоинспекции вновь вернули обязанность по согласованию программ и выдаче соответствующих заключений.

    В результате по итогам 2018 года в сравнении с 2013 годом количество ДТП по вине начинающих водителей снизилось на 59 процентов, погибших в них людей - на 69 процентов, а раненых - на 58 процентов.

    Но если до сих пор заключения выдавались, то зачем потребовались эти приказы?

    - Мы установили единый порядок, - пояснил Николай Шеюхин. - До сих пор в каждом регионе были свои подходы. Приказы устанавливают один общий для всех порядок проведения процедур, с прописанными сроками их проведения. Это будет удобно как для самих образовательных организаций, так и для сотрудников госавтоинспекций. Кроме того, введение такой процедуры, как прекращение действия заключений, создаст барьер для недоброкачественного обучения и использования учебно-материальной базы, несоответствующей установленным требованиям.

    В приказах сокращены сроки согласования программ и выдача заключений до 15 рабочих дней. Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании программ и в проведении обследования учебно-материальной базы автошкол. Обследование проводится только тогда, когда организация хочет получить лицензию либо по истечении сроков действия ранее выданного заключения, либо при реализации новых программ и изменениях количества мест подготовки, либо их адресов. Массовой замены заключений не будет.

    Также установлен срок действия заключения - пять лет с момента выдачи.

    Ранее такие заключения выдавались бессрочно. То есть сейчас возникнет ситуация, когда ГИБДД не сможет проверить материальную базу у автошколы с таким заключением.

    - Все ранее выданные заключения действуют до истечения установленных в них сроков, - пояснил замначальника отдела Госавтоинспекции МВД России Николай Гиляков. - Если заключение было выдано на неограниченный срок, мы ограничить срок его действия не можем. Но в то же время, возможно, образовательная организация будет осуществлять обучение по новым программам, использовать новые места образовательной деятельности, тогда будет проведено обследование и данный срок заключения может быть установлен.

    Он напомнил, что сейчас идет работа над внесением изменений в положение о Госавтоинспекции. В случае если этот документ будет утвержден и вступит в силу, то у Госавтоинспекции появятся полномочия, чтобы проверять автошколы, в том числе и те, которым заключение выдано бессрочно.

    На конец 2018 года количество автошкол было чуть более 6900. За прошедшие годы выдано более 13 тысяч заключений с различными сроками действия. У автошколы могло быть несколько заключений на каждый объект недвижимости.

    Все ранее выданные заключения действуют до истечения установленного в них срока. В том числе и выданные на неограниченный срок. 

    - Бессрочных заключений сейчас незначительное количество, - пояснил начальник управления Госавтоинспекции МВД России Роман Мишуров. - В соответствии с новыми нормами у организаций будет теперь только одно заключение. И в этом заключении будут прописываться все программы, все места осуществления образовательной деятельности. Мы уходим от того, что у одной организации может быть несколько заключений. Если у автошколы что-то меняется, мы старое заключение аннулируем, а новое выдаем.

    Он также напомнил, что в приказах закреплены основания, по которым уже сейчас можно прекратить действия ранее выданного заключения. Таким основанием может быть, например, обращение собственника земельного участка о том, что автошкола расторгла договор аренды. А этим пользуются недобросовестные автошколы, чтобы сэкономить на обучении.

    Вся информация об организациях, получивших заключения или в отношении которых действие заключения прекращено, будет в течение суток размещаться на сайте Госавтоинспекции. Те, кто выбирает автошколу, смогут с ней ознакомиться.

Скидка на ОСАГО рассчитывается по-новому

    Вступила в силу та часть указания Банка России о реформе ОСАГО, которая касается коэффициента «бонус-малус». Если водитель не попадал в аварии, то он сокращается на 5 процентов в год, если попадал, коэффициент, а с ним и стоимость полиса, значительно вырастает.

    Теперь этот коэффициент устанавливается для каждого автовладельца раз в год, и он станет единым, а значит, ошибок и злоупотреблений станет меньше.

    До сих пор у водителя могло быть несколько коэффициентов. Например, у него есть свой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, а также он вписан в другие полисы автогражданки. Сколько полисов, столько коэффициентов. Это приводило к спорам со страховщиками и иногда необоснованным завышениям стоимости полиса. Автовладельцам, у которых несколько значений «бонус-малуса», будет присвоен наименьший из них. Для юрлиц этот коэффициент будет присваиваться один на весь автопарк. Сейчас он свой для каждой машины. Что также приводит к путанице, а зачастую и к мошенничеству.

    Также история водителя теперь обнуляться не будет. То есть присвоенный коэффициент сохранится за водителем, даже если он год не покупал полис. До сих пор, если водитель, например, год управлял автомобилем с открытым полисом ОСАГО, то есть без ограничения количества допущенных к управлению, его история сгорает. И при покупке нового полиса коэффициент его снова равняется единице. Этим пользовались те, кто часто попадал в аварии по своей вине. Это была такая дырка для недобросовестных автовладельцев, которые таким образом снижали для себя стоимость полиса. В результате наказующее воздействие коэффициента «бонус-малус» было минимальным.
Выгоднее станет оформлять ОСАГО на себя. Появится возможность после того, как из-за аварии цена полиса взлетела, постепенно ее снизить.

    Изменилась и работа систем «Е-гарант» и «Единый агент». До сих пор если автовладелец не мог купить полис напрямую у страховщика, то через электронную систему Российского союза автостраховщиков ему оформлялся полис с компанией по случайному выбору. Это могла быть совершенно неизвестная компания. Теперь же автовладельцу будет предложен выбор из нескольких компаний.

Фото Владимир АНОСОВ и Сергей КУКСИН, «РГ».

Материал предоставлен rg.ru

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика