Большие перемены

Анри АМБАРЦУМЯН
07.02.2020 09:44
Депутат Госдумы РФ об изменениях в политической системе.

    В чем суть предлагаемых конституционных изменений? Почему нынешняя модель госуправления перестала отвечать вызовам времени? Как решить проблемы местного самоуправления? Об этом и многом другом мы попросили рассказать депутата Государственной Думы Геннадия Скляра.

   Времени на раскачку нет

    Выступив в самом начале года с посланием Федеральному Собранию, президент дал понять, что у нас нет времени на раскачку. Если говорить о предполагаемых конституционных изменениях, то они, по сути, обозначают вектор государственного строительства на будущее.

    Президент не случайно начал свое выступление с демографии. Мы должны уже сегодня думать о том, кто и как будет жить в нашей стране завтра и какой она будет. Это очень серьезные задачи и, очевидно, их нельзя решить без реформы системы государственного управления. У нас правительство действует само по себе, Государственная Дума оказалась в стороне от многих процессов, а общество вообще за скобками.

   Разделённая ответственность

    В свое время, в 1993 году, я был участником Конституционного совещания, на котором обсуждалась ныне действующая Конституция. Она неплохая, но я прекрасно помню, что тогда, после расстрела парламента, главная цель была одна – обеспечить стабильность общества. В то время это было необходимо. Но в настоящий момент перед страной стоят другие задачи и некоторые основные положения Конституции уже не работают. Это приводит к тому, что между государством и обществом образуется серьезный разрыв.

    Как известно, после октябрьских событий 1993-го, у нас были серьезно подрезаны функции парламента. Теперь же предлагается принципиально иная картина. По моему мнению, будущее усиление полномочий Госдумы увеличивает возможности депутата выполнять свои обязательства перед избирателями. В свою очередь и у избирателей появляется своеобразный инструмент через своего депутата повлиять на правительство. На мой взгляд, курс на усиление полномочий представительной власти неминуемо приведет к тому, что и в регионах надо будет думать, как усиливать Законодательные Собрания относительно ее влияния на исполнительную власть.

    Давайте будем откровенны, все масштабные задачи, которые президент ставил в последние годы (я имею в виду те же национальные проекты), не реализовывались в должной мере. Почему? Да потому, что нынешняя система государственного управления немобильна и не настроена должным образом. 

    Очевидно также, что необходимо создание какого-то координирующего единого центра между президентом, правительством, Советом Федерации и Государственной Думой. Разделение властей, о котором мы в свое время мечтали, привело к тому, что разделилась и ответственность. А сейчас, когда страна стоит перед серьезными внешними и внутренними вызовами, мы не можем позволить себе быть неконсолидированными.

    Решение о создании Конституционного Госсовета должно решить эту задачу.

    По Конституции 1993 года местное самоуправление имеет широкие полномочия. Это замечательно. Но полномочия у них есть, а вот финансовых ресурсов нет.

    Нам в Калужской области повезло. У нас во многом вопреки действующей Конституции выстроена вертикаль власти. В нашей области губернатор, правительство, органы местного самоуправления действуют как одна команда. Но в других регионах очень часто возникают конфликты между губернаторами и мэрами крупных городов. В основе этих конфликтных ситуаций – отделение местного самоуправления от государства.

    На мой взгляд, предложение президента по наделению парламента реальными полномочиями абсолютно правильно. В этом случае у депутатов появится реальная возможность влиять на правительство. Ведь что мы имели до сих пор? Министры раз в год приходили в Госдуму и формально отчитывались перед депутатами. Но реальных рычагов как-то влиять на правительство у парламента не было.

   Самая главная задача

    Главная задача сегодня – реализация нацпроектов. Как подчеркнул президент, деньги в стране есть, планы сформированы, теперь надо действовать. Вот тут-то и возникают проблемы. Уровень взаимодействия между министерствами внутри правительства, между правительством и регионами недостаточно эффективен. Очень надеюсь, что новое правительство серьезно продвинется в этом плане. Приведу один пример. Буквально на днях в правительство внесена заявка МИФИ на создание атомного «Сколково», инновационно-технологического центра. Это решение позволит создать на севере нашей области мощнейшую точку роста. Так вот, чтобы добиться этого решения, пришлось провести очень сложную работу: организовать взаимодействие между Министерством экономики, Министерством науки и высшего образования, Министерством финансов, Министерством здравоохранения, корпорацией «Росатом», Калужской областью. Два года мы упорно шли к этой цели. Очевидно, что подобные вопросы взаимодействия различных ведомств должны решаться быстрее и проще.

    В сентябре предстоят выборы губернатора, депутатов Законодательного Собрания и представительных органов власти. Важно, чтобы новые люди, которые придут во власть, использовали предыдущий двадцатилетний успешный опыт развития региона.

   Двигаемся вперёд

    Наша область должна обязательно сохранить динамику развития, позволившую нам стать регионом-донором. Мы должны постоянно создавать новые точки роста, реализовывать амбициозные проекты, причем не только на уровне региона, но и в муниципалитетах. Ни в коем случае нельзя успокаиваться и почивать на лаврах. Как только мы это сделаем, другие регионы нас догонят и перегонят.

    Президент провозгласил курс на перемены. Мы в регионе должны использовать эти перемены для дальнейшего движения вперед.

   Спрашивать у людей

    Все перемены, которые происходят и будут происходить, по словам президента, направлены на улучшение жизни людей. В этой связи необходимо сделать так, чтобы люди не оставались равнодушными к происходящему, а активно участвовали в этом процессе. 

    Если мы не научимся слышать людей, спрашивать их мнение по актуальным вопросам, то у нас ничего не получится. К тем же гражданам, которые активны в блогосфере, нужно проявить внимание. Да, порой их реакция бывает жесткой и эмоциональной. Но когда начинаешь разбираться, выясняется, что это вызвано неудачным опытом их взаимодействия с властью.

    Одним словом, для того чтобы добиться намеченного и обеспечить нам завтрашний день, власть и общество должны действовать сообща.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика