В круге втором

Светлана МАЛЯВСКАЯ
11.12.2020 18:16
Как не пасть духом на гребне COVIDной волны?.

    Начало
 
    Пожалуй, нет такой сферы жизни, которую не затронула бы пандемия. Она отправила школьников на дистанционное обучение, множество взрослых на удаленку. Да и те, кто работает в обычном режиме, испытывают немало проблем. О трудовых буднях эпохи COVID мы продолжаем наш разговор с Ольгой Дувалиной, кандидатом психологических наук, доцентом Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

   Всегда быть в маске?

    - Стресс не лучшим образом влияет на работу, независимо от того, где трудятся люди. Есть те, кто жалуется на охватившую коллектив подозрительность. Кто-то чихнул, а сослуживцы ломают голову: а не скрывает ли он вирусное заболевание?

    - Это вызвано тревожностью общества в целом. Если вы не работаете на удаленке, то обрести некую уверенность в себе, не зациклиться на проблеме заражения помогут средства защиты. Конечно, COVID –новое для нас заболевание, однако четкие рекомендации, как себя защитить, уже известны. Учёными доказано, что если все носят маски, соблюдают правила гигиены масок, то риск заражения значительно снижается. Мытье рук, соблюдение дистанции. Если раньше мы над этим смеялись, то теперь видим, что простые, на первый взгляд, методы работают.

    - Но к этому сложно привыкнуть.

    - Ходим же мы в магазин в масках и чувствуем себя более или менее спокойно. Конечно, носить их целый день неприятно, но мы должны принять эту меру как необходимую, понимая, что это наше здоровье и здоровье наших близких.

    - Работающим удалённо мешают другие «маски» - им, наоборот, не хватает реального общения с коллегами. Сервисы его не восполняют. «Не могу я понять, что он имел в виду, поставив отточие в конце предложения в электронном письме!»

    - В этом нет ничего удивительного. Когда мы общаемся офлайн, много информации получаем зрительно. Видим, как меняются жесты, мимика собеседника, и понимаем, как на самом деле человек к нам относится: доброжелателен ли он, соответствует ли получаемая информация действительности. Вы же понимаете, что взгляд может быть равнодушным, добрым, злым, человек может смотреть на вас, но не видеть, думая о своем. Так, словесно собеседник может говорить одно, а на деле лицом выдавать иную информацию. И плачущий человек на вопрос, что случилось, может ответить, что все хорошо. Поверим ли мы этим словам?

    При дистанционной работе каналы информации сужаются. Нам уже не так хорошо понятны эмоции и чувства наших коллег, мы с трудом можем оценить вовлеченность, заинтересованность, мотивацию людей. Для преодоления такого барьера необходимо использовать все возможные технологии, чтобы общение максимально было приближено к обычному формату, например, видеосвязь. По сравнению с весной, когда удаленная работа буквально «упала на голову» своей новизной и реальным воплощением, сейчас многие учреждения, предприятия уже провели работу над ошибками и выстроили, структурировали виртуальное общение включая обязательную видеосвязь. Надо сказать, что у удалённой работы есть свои плюсы и минусы. Люди, активно ратующие за удаленку, чаще всего интраверты, которым проще работать дома, часто в одиночестве. Опять же работа дома не подвержена тотальному контролю «глаза в глаза», не требуется постоянного живого общения. Однако очень многие люди на карантине как раз оценили важность очной работы.

   Коллектив в режиме онлайн

    - Бывает, когда режим удалённой работы тяжело переживают руководители. Некоторым кажется, что подчиненные бьют баклуши в режиме онлайн. Они пытаются постоянно контролировать их работу, собирают бесконечные совещания, конференции.

    - Первый минус удалённой работы для руководства - потеря контроля. Хотя при умелой организации его можно наладить. Например, в нашем университете контроль и за работой профессорско-преподавательского состава и посещаемостью студентов на онлайн-занятиях строго прослеживается. В КГУ есть своя платформа, на которой зарегистрированы сотрудники и студенты, календарь всех занятий ведется согласно расписанию. Студенты знают, когда им выходить на видеосвязь (занятие), к какому преподавателю, - автоматически приходит оповещение и студентам, и преподавателю. Проверяющий работу сотрудник университета всегда может «зайти» на лекцию, отследить ее продолжительность и количество присутствующих.

    Чтобы избежать проблем, недоразумений с коллегами и руководством при удалённой работе, я выделила бы основные правила. Первое – пунктуальность. Работа дома может расхолаживать, делать нас необязательными. Но профессионала характеризует пунктуальность. Не откладывать дела в долгий ящик. Точность и в офлайн, и в онлайн-пространстве по-прежнему в цене. Надо вовремя выходить на онлайн-встречи, конференции, всегда отвечать на сообщения и звонки в кратчайший срок. Это указывает на то, что человек тактичный и уважительно относится к собеседнику. Мне непонятны люди, которые не реагируют на входящие звонки.

    - Может быть, виной тому массовые рекламные обзвоны, разного рода мошенники, которые активизировались и в пандемию. Люди не реагируют на незнакомые номера.

    - К сожалению, есть те, кто и известным адресатам не отвечает. Как гласит известная поговорка, когда не знаешь, как поступить, всегда поступай по-человечески. А человеку «взрослому», воспитанному, с морально-нравственными качествами свойственно уважительно относиться к другим людям. Не можете ответить на звонок, отпишитесь в мессенджере, не хотите общаться по каким-то причинам – сообщите об этом оппоненту. И это взрослая позиция. Это элементарные нормы приличия.

    Второй пункт. Опыт работы на удаленке научил чётко разграничивать рабочее время. Рабочий день не должен продолжаться 24 часа. В графике не стоит забывать и обеденный перерыв, и кофейную паузу.

    Третий пункт. Если возможно, особенно при видеосвязи, поддерживайте рабочую форму одежды. Правила дресс-кода мотивируют к работе. Для видеосвязи отведите определённое место.

    - За время удаленки руководители уже увидели все кладовки, балконы, кухни, домашних животных и детей сотрудников. В основном люди у нас живут скученно, выделить себя участок, чтобы никто не мелькал на горизонте, бывает сложно.

    - «Уважаемые родители, занятия у ваших детей начинаются в 8.00, приведите себя в порядок!» Разных роликов на эту тему, смешных и не очень, сейчас много в интернете. И все же при взаимодействии с коллегами во избежание недоразумений как можно больше используйте видеосвязь. Когда мы видим человека, информации поступает больше. Например, по телефону отказать гораздо легче, чем при личном общении, а написать, не слыша человека, и того проще.

    Сменить минус на плюс

   - Как поддержать друг друга, коллектив, если вы руководитель, в такой непростой ситуации?

    - Универсальная для всех поддержка - понимание того, что данная ситуация закончится. Когда человек верит, понимает - все проходит, пройдёт и это, он настраивается на более позитивную волну. Все надо принять и пережить. Это помогает, когда входит в сознание. Тем более вакцина против COVIDа скоро будет массово доступна и эта мысль не может не радовать. Лучший эликсир – общение. Если речь идёт о детях и подростках, надо отвечать на вопросы, делиться фактами в доступной для их понимания форме. Надо постараться их убедить, что они в безопасности, под защитой родителей. Это немаловажно и для взрослых. Это базовая потребность человека. В детстве нам чувство защищенности дают родители, а во возрослой жизни - люди, которые рядом, партнёры, родственники. Взрослый человек должен пользоваться методами борьбы со стрессом, чтобы разложить информацию по полочкам и успокоиться. На деле, кроме нас самих, нам не поможет никто. Даже специалист не заменит работу над собственными эмоциями.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика