Учить или натаскивать?

Ольга СМЫКОВА Михаил БОНДАРЕВ
01.02.2019 11:09
О проблемах подготовки школьников к единому государственному экзамену

    Недавно министр просвещения России Ольга Васильева заявила, что в школах необходимо бороться с «натаскиванием» на единый государственный экзамен. Министр озабочена тем, что сегодня школьники, по ее мнению, уже в девятом классе прекращают учиться и начинают готовиться к ЕГЭ. В связи с этим многим родителям приходится оплачивать услуги нескольких репетиторов. А этого, как считает министр, быть не должно, ребятам должно хватать школьных знаний.

   Школа для галочки

    На страницах нашей газеты мы не раз поднимали вопросы подготовки школьников к ЕГЭ путем репетиторства. Но тема эта настолько актуальная, что возвращаться к ней приходится неоднократно.

    Прежде всего хочется отметить, что понятие «репетиторство» было известно еще с советских времен. Но если раньше оно включало в себя углубленное изучение предмета, и это положительным образом сказывалось на успеваемости и знаниях ребенка, то сегодня об этом так утверждать невозможно. Современное репетиторство вообще, на наш взгляд, нельзя назвать репетиторством как таковым, потому что ни о каком углубленном изучении предмета в ходе занятий речи не идет. Ребят попросту учат запоминать ответы на поставленные вопросы. Если вы заметили, то даже министр просвещения назвала этот процесс «натаскиванием». Да, тут все происходит, как при дрессуре, простите уж за сравнение, ребенок просто заучивает «команды». Все это нацелено на одно - поступление в вуз, желательно на бюджетной основе. А знания уходят на второй, если не на третий план.

    В результате складывается подчас комическая ситуация, школьные педагоги закрывают глаза на то, что ребята перестают учиться в школе и порой даже во время уроков идут на дополнительные занятия, лишь бы подготовиться к ОГЭ (он бывает после 9-го класса) и пресловутому ЕГЭ. Поскольку школьная программа все же заточена на образовательный процесс, а не на «натаскивание», да и вопросы из тестовых заданий единого госэкзамена зачастую выходят, и очень сильно, за рамки того, что написано в обычных школьных учебниках. Вот и стараются мамы и папы пристроить ребенка к хорошему репетитору, для ЕГЭ, а школа у старшеклассников остается для галочки или аттестата.

    О том, что проблема актуальна, говорят и родители, на чьи плечи ложится нелегкое финансовое бремя, и дети, замотанные беготней от школы к репетитору, да не к одному, и учителя, которые вынуждены принимать подобные условия, поскольку результат каждого выпускника отражается и на их резюме. И все это на фоне заявлений на самом высоком уровне, что подобного быть не должно.

   Родитель, педагог и ученик – во мнении едины

Татьяна Фомина, учитель немецкого языка Серпейской средней школы:
- Вопрос действительно не праздный. Думаю, что от натаскивания никуда не уйти, потому что материал, который встречается, скажем, у меня на уроках немецкого языка, процентов на 50, а то и более отличается от того, что предлагают контрольно-измерительные материалы (КИМ) на экзамене. Банально, но часть лексики не изучается на уроках, потому как её нет в программе, а в КИМах есть. Считаю, что ЕГЭ должны сдавать только те дети, которые намерены поступать в вузы, а остальные могут сдавать экзамены на уровне школы, по старинке. Тогда учителю не нужно будет биться в конвульсиях при мыслях о ЕГЭ, а работать в спокойном режиме и темы изучать, а не заниматься натаскиванием.

Владимир К., одиннадцатиклассник одной из калужских школ:
    - Многие мои одноклассники обращаются к репетиторам, некоторые даже по нескольким предметам. С чем это связано? Думаю, что в первую очередь с психологией. Родители боятся за детей, что те не смогут поступить в вуз на бюджетное место. Считаю, что такое коммерческое явление, как репетиторство, мнимо даёт гарантию того, что ребенок наберёт нужный балл. Конечно же, многое зависит и от школы, квалификации учителей. Вот у нас, например, нет хорошего, по мнению ребят, учителя химии, а у моего приятеля в школе - учителя физики. А еще - мало часов по предмету. Как вы думаете, можно подготовиться к экзамену, допустим, по биологии с одним уроком в неделю? Вот и приходится родителям «покупать» репетиторов.

Мария Н., родитель, Барятинский район:
    - ЕГЭ для меня, воспитанницы советской школы, страшная аббревиатура. От репетиторства я тоже не в восторге. Либо учителя плохо учат в школе, либо родители хотят из своих детей сделать вундеркиндов. Раньше был более индивидуальный подход у учителя к ребенку. А сейчас говорят, что родители виноваты, пусть репетиторов нанимают, а школа вроде ни при чем. Репетиторы, кстати, тоже разные бывают. Например, по английскому языку в школе учитель преподает в одном ключе, а репетитор делает акценты по-своему, у ребенка в голове каша. Думаю, что в школе нужен более индивидуальный подход к ученику, ведь способности-то у всех разные.

Ирина Константинова, учитель русского языка, куратор пресс-центра МЭШДОМ (центр «Созвездие»):
    - Я отношусь к репетиторству как к массовому явлению, скорее отрицательно. В отдельных случаях, конечно же, оно необходимо: например, если ребёнок болел или потерял самоконтроль, сильно отстал от класса и у него не получается наверстать упущенное. И это, безусловно, можно понять в старших классах. А вот ЕГЭ и жёсткая конкуренция принуждают к репетиторству. Но сейчас, к сожалению, стало нормой натаскивать детей на репетиторстве даже в младших классах! Я считаю это бедой.

   Тесты можно победить?

    В результате этого опроса мы смогли еще раз убедиться в том, что все понимают, что «натаскивание» на ЕГЭ - это плохо. Ведь заученные правильные ответы на тестовые вопросы однажды выветрятся из головы, потому что ребенок запоминает, как надо ответить, и подчас не понимает, почему этот ответ правильный. Зубрежка, как правило, имеет кратковременный эффект. Но от этого «плохо» никуда не деться, поскольку уже давно стало понятно, что ЕГЭ в нашей стране закрепился надолго и всерьез. И кто бы сколько ни говорил, что это есть зло, систему тестовых экзаменов никто отменять не собирается. Да, ее видоизменяют, вносят дополнения в форме устного или письменного экзамена, но суть остается: успешная сдача ЕГЭ — билет в будущее для выпускника. В результате рынок репетиторства подготовки к ЕГЭ только крепнет, и сегодня уже с начальных классов ребят начинают готовить к пресловутому экзамену, учат работать в тестовой системе.

    А ведь все могло бы быть гораздо проще (нет, мы не о том, что стоит вернуть советскую систему — это несбыточная мечта). Достаточно привести все учебники в стране к единому образцу, а задания ЕГЭ и ОГЭ привязать строго к учебникам, тогда и не будет необходимости «натаскивать», достаточно будет просто учить и, может быть, даже просто в школе.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией