Семь кругов ОСАГО

Ольга МОСОЛОВА
11.10.2018 15:41
Женский взгляд на ОСАГО, который, вероятно, разделят многие мужчины.
Федеральный закон «Об ОСАГО» - пожалуй, один из самых спорных в нашей стране. За те шесть лет, как  я получила права, поправки в него вносились (и вносятся) каждый год, и все равно все остаются недовольными – и владельцы авто, и страховщики. Все автолюбители сталкивались с огромными очередями в страховые компании, ночными бдениями под дверью в ожидании заветного полиса, переплатой за дополнительные услуги. Однако после введения электронного ОСАГО в 2016 году вроде все стало налаживаться. Без особых проблем я оформила полис в 2017 году, в этом на продление договора  ушло меньше получаса.
А когда весной прошлого года ввели натуральное возмещение убытков вместо денежной компенсации, казалось, вообще все вопросы решены:  попал в ДТП – страховая все отремонтировала, и можно не париться.
Так казалось, пока не пришлось столкнуться с реалиями.

Человек предполагает…

Летящая навстречу машина вдребезги разбила водительское зеркало. Лихач вину свою признал, документы оформили, расстались полюбовно. «Теперь вам все должны компенсировать», - сказал на прощание виновник.
Посещение страховой тоже обошлось без проблем: очередей нет, сотрудники вежливые. После заполнения всех документов назначили экспертизу на следующий день:
- У нас практикуется система быстрых выплат. Завтра эксперт осмотрит машину, минут через двадцать вам озвучат сумму компенсации. Если она вас не устроит, тогда будем ставить машину на ремонт. А сегодня можете сами прикинуть, сколько будет стоить ваше зеркало.
Пока все отлично, нареканий нет, но не отпускает какое-то предчувствие. Звоню официальному дилеру.
- Ваше зеркало будет стоить 8 тысяч, - информирует представитель ОД.
Конечно, у официалов все дороже, страховая столько не выплатит, поэтому полезла в интернет. Маркетинговое исследование показало, что новое зеркало в разных магазинах стоит от 6 тысяч и выше.
Да плюс еще за установку заплатить. В общем, тысяч в восемь-девять обойдется.
Правда, зеркало б/у в хорошем состоянии можно купить тысяч за четыре-пять, но этот вариант не рассматривается. Машинка у меня очень приличная, не хочется (женщины меня поймут) портить ее бэушными деталями.
Пока штудировала разные сайты, наткнулась на «Справочник Российского союза автостраховщиков (РСА) о средней стоимости запчастей, материалов, а также нормочаса работ при восстановительном ремонте автомобилей после аварии». Оказывается, на сайте РСА стоимость нужной тебе запчасти можно посмотреть в открытом доступе.
Ввела номер своего зеркала и обалдела: оказывается, по справочнику оно стоит 2490 руб.! Да откуда ж такие цены?! Впрочем, еще в марте Верховный суд признал справочники РСА незаконными и предписал внести поправки. Может, в страховых уже другие данные?

… Страховая предлагает

Когда на следующий день на осмотр пришел эксперт, смутило его восклицание: «И это все?!» Ну как «все»? Что, восемь тысяч уже не деньги? Поняла его реплику, когда в страховой компании мне озвучили сумму компенсации: 3400 руб.
Я человек очень мирный, но недовольного возгласа сдержать не смогла. Эксперт сидел, уткнувшись в компьютер.
- Это Москва считает, - сразу снял с себя ответственность.
Видимо, сотрудники привыкли к негативу со стороны клиентов.
- Почему так мало? Вы работу по установке, покраске считали?
- Конечно. Но вам поставили 40 процентов износа.
Да, при денежной компенсации по закону страховая учитывает износ деталей. Спасибо, что не 50 – это максимально разрешенный процент при денежной компенсации. Но все равно не сходится.
- Сколько по-вашему стоит мое зеркало?
- 2300 рублей.
Во как – даже меньше, чем в справочнике в интернете. За такие деньги самому можно установить только самый дешевый китайский аналог, что меня категорически не устраивает.
Может, стоит взять натуральным возмещением, но как-то страшно. Я предварительно ознакомилась со списком станций техобслуживания, которые работают со страховой компанией. Ни одной знакомой не встретила, отзывов тоже мало.
- Ладно. Если ставим машину на ремонт, какая процедура?
- Прямо сейчас звоним на станцию, они забирают машину. Какое-то время уйдет на поиск запчасти, но выделенных денег может не хватить, тогда возвращаемся к денежному возмещению.
Позвольте, ну конечно не хватит, даже к бабке не ходи! Я-то простодушно полагала, что все устроено не так. СТО ремонтирует машину (соответственно новыми оригинальными деталями), выставляет счет, а страховая выплачивает. Кстати говоря, опрос показал, что не я одна такая наивная, многие так думают. На деле же получается, что выделяются те же деньги, только без учета износа, что большой роли не играет.
А ведь СТО тоже хотят хоть что-то заработать. И какого же кота в мешке мне поставят вместо зеркала? Читаем отзывы в интернете:

«При приемке автомобиля после ремонта по ОСАГО на СТО отказались снимать бампер для осмотра качества произведенного ремонта... Отогнал автомобиль к официальному дилеру, там сняли бампер. Оказалось, что детали прикручены саморезами, закреплены пластиковыми хомутами. Б/у бампер с изломом направляющей и ребра в центре. Бампер еще и старее машины на 3 года. Часть деталей не оригинал».

«По ОСАГО выполнили ремонт автомобиля, но фару установили не оригинал, а какую-то копию, причём отвратительного качества. Говорят, что имеют полное право, т.к. берётся из справочника РСА. По истечении недели после ремонта помимо фары я заметил «коцку» на бампере. Сейчас бампер как зебра. Краску можно рукой срывать, как обои со стены».

И дальше в том же духе. Как вы думаете, после таких отзывов у меня осталось желание ремонтировать машину по ОСАГО? Кроме того, по закону работы на СТО должны быть завершены в течение месяца. Боюсь, что ровно месяц я и не увижу свою машину, что крайне нежелательно в еще не законченный дачный сезон.
- Ладно, беру деньгами.
Сотрудники вздохнули с облегчением. Дали подписать бумаги.
- Деньги по закону поступят на ваш счет в течение пяти рабочих дней.
Так закончился мой визит в страховую компанию.
В тот же день я заказала зеркало (обошлось в 7200 руб.). Через три дня мне его поставили за 20 минут (500 руб.). Оказалось, что оригинал даже не надо красить. Так что сразу поехала на дачу.
Ладно, могу позволить себе переплатить лишних тысячи четыре рублей. Повезло, что поломка все-таки небольшая. Вот одному моему знакомому на ремонт из компенсации по ОСАГО не хватило «каких-то» 200 тысяч…
И ведь вроде все по закону, все посчитано по методике, и деньги пришли точно в срок. Почему тогда не оставляет мысль, что меня где-то обманули?

Вместо послесловия

В ближайшие годы страховщики смогут сделать тарифы ОСАГО более справедливыми для автовладельцев, расширив тарифный коридор до 30 и 40%, сообщает пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» со ссылкой на проект ведомства.
Так, с 1 сентября 2019 года тарифный коридор планируют расширить до 30%, а с 1 сентября 2020-го — до 40%. Поправки предполагают, что страховщики смогут использовать коэффициент «нарушения ПДД» и «коэффициент страховщика». Первый будет применяться по отношению к злостным нарушителям правил дорожного движения — тем, кто пересёк две сплошные, превысил скорость более чем на 60 км/ч, проехал на красный сигнал светофора, сел за руль пьяным и т.п. Второй будет давать страховщику возможность установить индивидуальную скидку для конкретного водителя.
Кроме того, с 1 сентября 2019 года планируется исключить из расчёта стоимости ОСАГО коэффициент мощности двигателя авто. Сейчас он составляет от 0,6 (для транспорта с двигателем до 50 лошадиных сил) до 1,6 (свыше 150 л. с.). С 1 сентября 2020 года дополнительно планируют отменить территориальный коэффициент. Сейчас для различных территорий он составляет от 0,6 до 2.
По идее опытным водителям платить придется меньше. Но только по идее, потому что после того как уберут некоторые коэффициенты, например, регион проживания и мощность двигателя, для отдельных категорий водителей цена ОСАГО только вырастет. Эксперты предполагают: такая реформа приведет к тому, что автомобилисты будут вовсе отказываться от страховки.
Я не эксперт, но что-то мне подсказывает: страховые будут использовать расширение тарифа больше в плюс, чем в минус. И боюсь, что, если случится ДТП, получать мы будет тот же шиш с маслом…

Размышления после... Вообще-то, по новым правилам нельзя выбирать: получить выплату или ремонт по ОСАГО. С весны 2017 г. убытки при страховом случае страховщик должен возмещать не переводом средств, а проведением ремонта. За это новшество в законе страховщики боролись якобы во избежание случаев мошенничества, когда ради получения материальной выгоды водители договаривались с работниками СТО об увеличении суммы счета. Видимо, опять же во избежание мошенничества при натуральном ремонте страховая компания выставляет фиксированную сумму, посчитанную по «Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Однако из-за заниженной стоимости запчастей в справочниках РСА у такой системы возмещения есть много проблем. Например, при ремонте часто используются нелицензионные аналоги деталей. Нередко вместо замены запчастей производится их ремонт. Автовладелец может обратиться в суд, который признает ремонт некачественным и обяжет исправить, а также возместить стоимость услуг эксперта, судебные издержки и штраф. Такой метод возмещения, похоже, оказался более убыточен и неудобен для страховщиков, чем денежные выплаты. Как показывает практика (и это не только мой случай), страховые компании первым делом предлагают выплатить ущерб деньгами, а не ремонтом. И за что боролись?

Важно

Российский союз автостраховщиков (РСА) разрабатывает предложения о внесении изменений в Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае внесения соответствующих поправок автостраховщики смогут производить ремонт автомобилей старыми запчастями наравне с новыми по полису ОСАГО. При этом решение о выборе новой запчасти или бывшей в употреблении (БУ) будет осуществляться без согласия владельца машины. Заместитель исполнительного директора РСА, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов пояснил, что подготовленные предложения расширят принятые в 2017 году поправки о приоритете натурального возмещения над выплатами. «Когда по всей России начали внедрять натуральную форму возмещения, столкнулись с тем, что парк автомобилей очень старый. Найти новые запасные части невыгодно либо самой станции техобслуживания, либо страховщику. Возникает стопор с двух сторон, потому что есть требования по качеству». Газета.Ru, 09.08.2018.

Совет. Если у вас уже не очень новая машина, рекомендую на всякий случай иметь на примете мастера - золотые руки в гаражах (который при поломке сможет недорого и гарантированно восстановить испорченные детали – сварить треснувший бампер, исправить помятую дверь, качественно все покрасить) и завести хороших знакомых на авторазборке (они подыщут для вас дешевые бэушные детали с разбитых машин получше качеством). И тогда денег, выделенных страховой компанией, вполне может хватить на ремонт после ДТП. И даже, глядишь, останется, чтобы замазать лишнюю царапину. Правда, это может занять много времени, и все же больше подходит для мужчин.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика