В детстве нас часто спрашивают: «Кем ты хочешь стать?» У каждого была своя мечта, а кировчанка Дарья Новикова еще со школьной скамьи знала – она станет учителем биологии.
По стопам наставников
Дарья с теплом вспоминает уроки биологии в школе № 7, когда педагог Наталья Голышкина знакомила учеников с миром живой природы. Именно тогда девушка влюбилась в предмет и выбрала будущую профессию. После окончания Кировского индустриально-педагогического колледжа по специальности «Учитель начальных классов» Новикова в 2020 году прошла профессиональную переподготовку и стала преподавать биологию в школе № 2.
Сейчас Дарья продолжает обучение: она заочно осваивает профессию психолога-консультанта в Московском гуманитарном экономическом университете. Желание расширить свои профессиональные возможности у нее появилось после занятий по психологии в колледже.
Стремление завоевывать все новые вершины послужило одним из стимулов для участия в районном конкурсе профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание». В номинации «Лучший молодой учитель» Дарья заняла первое место и отправилась на региональный этап, где успешно дошла до финала и стала призером.
Дома и стены помогают
Самое волнующее испытание – открытый урок – для молодых педагогов проходило в стенах их родных школ, где легче справиться с тревогой и полностью раскрыть свой профессиональный потенциал. Это основное задание педагогического конкурса. Жюри наблюдает за тем, как преподаватель работает с детьми, как учитывает их индивидуальные особенности.
Для регионального открытого урока Дарья подготовила тему анализаторов – органов чувств. С восьмиклассниками она провела несколько экспериментов: вместе проверили вкусовые ощущения и чувство равновесия. С закрытыми глазами ученики пробовали определить на ощупь, какой формы конфета. Затем вместе с глазами закрывался и нос, а для пробы на вкус дети получали огурец и апельсин.
– У кого-то легко получалось понять, что они едят, – рассказывает Дарья Новикова, – а у кого-то все же возникли сложности. Некоторые ученики с закрытыми глазами приняли огурец за апельсин – из-за его яркого запаха.
Также на полу в классе была выложена тонкая линия-тропинка. Вначале предлагалось пройти с закрытыми глазами по ней, что давалось детям с трудом, так как они лишились одного из анализаторов. А затем с открытыми глазами они проходили по ней легко и быстро.
Бесценный обмен опытом
Иногда полезно взглянуть на одну и ту же ситуацию под иным углом, услышать мнение другого человека. Такую возможность на конкурсе дает задание «Кейс», когда команда специалистов сообща решает педагогическую задачу. Вместе со своими коллегами Дарья разбирала ситуацию, в условиях которой у ребенка были сложности с родителями и с общением в классе. В числе проблем указали переходный возраст, отсутствие толерантности в классе, недостаток внимания в семье.
– Ситуацию мы решали необычным образом – варили «волшебное зелье», – вспоминает очный тур Дарья. – В нем были важные ингредиенты – советы от классного руководителя, родителей, психолога.
На мастер-классах педагоги демонстрировали нестандартные методы и технологии, которые используют в работе сами и предлагают перенять своим коллегам. Свой мастер-класс Дарья построила вокруг темы «Эфелиды». Это слово обозначает самые обыкновенные веснушки. На их примере педагог рассказала, как можно выполнять задания на понимание учебного материала, постановку и решение проблемной ситуации с помощью наводящих вопросов и работы с текстами и аудиторией. Это помогает формировать естественно-научную грамотность у учеников.
– В биологии самое главное – показать все на наглядном примере. Например, как проходят те или иные процессы в организме, – объясняет свою позицию Дарья. – Современная доска позволяет также показывать детям интерактивные презентации, где можно не просто посмотреть, но еще и самому передвинуть объекты на экране и получить результат.
Интересные методики, которые можно применить в процессе обучения, Дарья черпает как из живого общения с другими преподавателями, так и из интернета. Одну из таких задумок, увиденных у педагога-блогера, девушка в этом году успешно воплотила на своих занятиях. Теперь на уроках биологии действует система поощрений – это сертификаты, купоны четырех видов: антидвойка, повышение отметки на балл, невыполнение домашнего задания и подсказка на контрольной.Автор новости:
– Я думала ввести эту систему для пятиклассников, потому что им еще тяжело влиться в новую систему образования, – поясняет Дарья Новикова. – Но оказалось, что эти поощрения интересны и старшим классам. У них появляется азарт, желание заработать три пятерки подряд и получить заветный купон. Даже те ребята, которые не стремились учиться в прошлом году, в этом загорелись благодаря новому стимулу.
Молодым педагогам, которые только пришли в школу, Дарья советует не закрываться в общении, а постараться познакомиться с коллективом, найти общий язык. Важно не бояться обратиться к коллегам, если есть какие-то вопросы – более опытные учителя всегда помогут, что-то подскажут начинающему специалисту. С детьми можно и нужно устанавливать дружеские отношения, расположить их к себе. При этом важно следить за дисциплиной на уроке и не переходить границы в общении.
Автор новости: Ева ЗАЙЦЕВА
Фото автора и из личного архива Дарьи Новиковой.