Космический испытатель живёт в Полотняном

Тамара КУЛАКОВА
28.12.2018 11:56
Мастерство и героизм – его обычная работа

Нашего уникального земляка из посёлка Полотняный Завод, тесно связанного с именем Пушкина, тоже зовут Александр Сергеевич. Таких людей в области больше нет – он единственный заслуженный лётчик-испытатель и космонавт-испытатель. И это он готовился летать на «Буране» - знаменитом космическом корабле, недавно отметившем 30-летие полёта на орбиту.

Будни Звёздного городка

Старшее поколение помнит, что первые космонавты СССР были в основном небольшого роста, так как на корабле приходилось экономить объем и вес груза. Но Александр Пучков имеет рост весьма не маленький, предельный для космонавтов –185 сантиметров. Это официально. А в жизни чуть-чуть больше, иногда даже приходилось ужиматься.
Казус произошел при первой тренировке в условиях невесомости в земной обстановке, то есть при работе в бассейне. Следовало облачиться в настоящий космический скафандр «Орлан», мощный и жесткий. Его не надевают, в него входят, как в шкаф.
– Я попытался войти и не смог, не помещаюсь, хотя мне выдали самый большой, четвертый, размер, – рассказывает А. Пучков. – Хотел протиснуться боком и опять не влез. Повернулся другим боком – снова не вышло. Инструктор задумчиво посмотрел на меня и говорит: «Наверное, Александр Сергеевич, будем отчислять». Я перепугался и тут же залез!

Номер 1118

То была другая эпоха – молодежь рвалась в космос, и конкурс в космонавты был астрономический. Александр Сергеевич стал кандидатом номер 1118. Сначала по здоровью отобрали 110 человек, а после всех комиссий приняли семерых. Он был третьим в списке и после зачисления в отряд начал подготовку по программе «Буран».
– Во времена Гагарина отбор по здоровью был еще более жесткий. Кандидатам в космонавты приходилось испытывать 12-кратные перегрузки, – вспоминает А. Пучков. – Позже требования смягчили. А сегодня практически любой человек с обычным здоровьем может слетать в космос туристом, лишь бы имелись деньги – 22 миллиона долларов.
Пройдя обучение в Звездном городке, космонавт-испытатель Пучков участвовал в подготовке «Бурана» к космическому полету.
– По программе у меня планировалось пять полетов в космос. Но, к сожалению, правительство страны не нашло денег на продолжение космических исследований и программу «Буран» прикрыли. Было очень болезненно! – признается Александр Сергеевич. – Я долго шел к этому, мечта о полете в космос была частью моей жизни…

Работа для героев

Но и без подвигов на орбите А. Пучков заслужил награды и почет. В одной из его характеристик сказано: «Летчик от Бога». За свою жизнь он выполнил более 300 различных программ летных испытаний. Большинство испытанных им самолетов до наших дней являются основой ВВС России, например, Су-27, Су-24, Су-35 великолепно проявили себя в антитеррористической операции в Сирии. Его знания и опыт помогли конструкторам довести летательные аппараты до совершенства. И, конечно, в работе летчика-испытателя хватало аварийных ситуаций.
Так, в одном из испытательных полетов при заходе на посадку у Су-27 отказали шасси. По инструкции в таких случаях пилоту полагается катапультироваться, а машина, естественно, разобьется. Но Александр Сергеевич не спешил бросать ценную новую технику и все-таки сумел сесть без передних колес. Самолет получил незначительные повреждения и через несколько дней опять летал.
В другой раз проводился испытательный полет с полной загрузкой «Руслана» – тяжелого транспортного самолета, самого большого в мире. Маршрут проходил из Германии в Испанию. Внезапно во время полета над горной местностью остановился двигатель и отказала одна из гидросистем. И в этой сложной обстановке летчик Пучков совершил экстремальную посадку на высокогорном аэродроме. Не пострадали ни важный груз, ни дорогостоящая машина, ни самое главное – жизни людей в самолете.
Опасных случаев, когда приходилось проявлять мастерство и героизм, за 31 год летной работы было множество!

В уходящем году вся страна отметила 30-летие первого и единственного полета «Бурана» в космос. Александр Сергеевич тоже встретил свой юбилей – 70-летие. Он остается энергичным, жизнелюбивым человеком. Часто общается с коллегами по службе, с космонавтами, гордится своими достойными детьми и талантливыми внуками (один из них играет в юношеской сборной Москвы по хоккею), проводит встречи с молодежью. И надеется возродить память об истории отечественной космонавтики, ведь сегодня многие школьники даже Гагарина знают плохо. Для человека с космической закалкой работа всегда найдется.


Александр Сергеевич Пучков родился 15 октября 1948 г. в Медыни. Когда отца перевели главным инженером на молокозавод в Полотняном Заводе, в этот поселок переехала и семья. Обычная семья и обычные земные родители вырастили мальчика, с детства стремящегося в небо. Окончив здесь школу, он поступил учиться в Качинское высшее военное авиационное училище, стал летчиком-инженером. Потом стал летчиком-испытателем – это высшая иерархия в авиации, с отличием окончив Центр подготовки летчиков-испытателей. Вместе с ним учились Виктор Афанасьев, Александр Волков, Владимир Титов, Анатолий Соловьев и ряд других слушателей, позже ставших космонавтами. В качестве ведущего летчика-испытателя он провел 11 Государственных летных испытаний новых самолетов. Освоил 82 типа и модификации летательных аппаратов, летая практически на всех самолетах истребительной, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. Без отрыва от основной работы закончил МАИ. Он очень любит высказывание легендарного летчика Михаила Громова, участника Гражданской войны и героя Великой Отечественной: «Летчик-испытатель должен летать на всем, что летает, и даже немного на том, что не летает». В 1989 г. приблизился к своей заветной мечте, попав в число принятых в Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Был зачислен в отряд космонавтов, прошел полный курс общекосмической подготовки и стал космонавтом–испытателем. Готовился летать в космос на «Буране». Имеет почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации». Награжден орденом Красной Звезды и десятью медалями. Имеет 28 (!) спортивных разрядов. После выхода в отставку в звании полковника работал в структурах оборонной промышленности. Сейчас на пенсии.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией