Космический испытатель живёт в Полотняном

Тамара КУЛАКОВА
28.12.2018 11:56
Мастерство и героизм – его обычная работа

Нашего уникального земляка из посёлка Полотняный Завод, тесно связанного с именем Пушкина, тоже зовут Александр Сергеевич. Таких людей в области больше нет – он единственный заслуженный лётчик-испытатель и космонавт-испытатель. И это он готовился летать на «Буране» - знаменитом космическом корабле, недавно отметившем 30-летие полёта на орбиту.

Будни Звёздного городка

Старшее поколение помнит, что первые космонавты СССР были в основном небольшого роста, так как на корабле приходилось экономить объем и вес груза. Но Александр Пучков имеет рост весьма не маленький, предельный для космонавтов –185 сантиметров. Это официально. А в жизни чуть-чуть больше, иногда даже приходилось ужиматься.
Казус произошел при первой тренировке в условиях невесомости в земной обстановке, то есть при работе в бассейне. Следовало облачиться в настоящий космический скафандр «Орлан», мощный и жесткий. Его не надевают, в него входят, как в шкаф.
– Я попытался войти и не смог, не помещаюсь, хотя мне выдали самый большой, четвертый, размер, – рассказывает А. Пучков. – Хотел протиснуться боком и опять не влез. Повернулся другим боком – снова не вышло. Инструктор задумчиво посмотрел на меня и говорит: «Наверное, Александр Сергеевич, будем отчислять». Я перепугался и тут же залез!

Номер 1118

То была другая эпоха – молодежь рвалась в космос, и конкурс в космонавты был астрономический. Александр Сергеевич стал кандидатом номер 1118. Сначала по здоровью отобрали 110 человек, а после всех комиссий приняли семерых. Он был третьим в списке и после зачисления в отряд начал подготовку по программе «Буран».
– Во времена Гагарина отбор по здоровью был еще более жесткий. Кандидатам в космонавты приходилось испытывать 12-кратные перегрузки, – вспоминает А. Пучков. – Позже требования смягчили. А сегодня практически любой человек с обычным здоровьем может слетать в космос туристом, лишь бы имелись деньги – 22 миллиона долларов.
Пройдя обучение в Звездном городке, космонавт-испытатель Пучков участвовал в подготовке «Бурана» к космическому полету.
– По программе у меня планировалось пять полетов в космос. Но, к сожалению, правительство страны не нашло денег на продолжение космических исследований и программу «Буран» прикрыли. Было очень болезненно! – признается Александр Сергеевич. – Я долго шел к этому, мечта о полете в космос была частью моей жизни…

Работа для героев

Но и без подвигов на орбите А. Пучков заслужил награды и почет. В одной из его характеристик сказано: «Летчик от Бога». За свою жизнь он выполнил более 300 различных программ летных испытаний. Большинство испытанных им самолетов до наших дней являются основой ВВС России, например, Су-27, Су-24, Су-35 великолепно проявили себя в антитеррористической операции в Сирии. Его знания и опыт помогли конструкторам довести летательные аппараты до совершенства. И, конечно, в работе летчика-испытателя хватало аварийных ситуаций.
Так, в одном из испытательных полетов при заходе на посадку у Су-27 отказали шасси. По инструкции в таких случаях пилоту полагается катапультироваться, а машина, естественно, разобьется. Но Александр Сергеевич не спешил бросать ценную новую технику и все-таки сумел сесть без передних колес. Самолет получил незначительные повреждения и через несколько дней опять летал.
В другой раз проводился испытательный полет с полной загрузкой «Руслана» – тяжелого транспортного самолета, самого большого в мире. Маршрут проходил из Германии в Испанию. Внезапно во время полета над горной местностью остановился двигатель и отказала одна из гидросистем. И в этой сложной обстановке летчик Пучков совершил экстремальную посадку на высокогорном аэродроме. Не пострадали ни важный груз, ни дорогостоящая машина, ни самое главное – жизни людей в самолете.
Опасных случаев, когда приходилось проявлять мастерство и героизм, за 31 год летной работы было множество!

В уходящем году вся страна отметила 30-летие первого и единственного полета «Бурана» в космос. Александр Сергеевич тоже встретил свой юбилей – 70-летие. Он остается энергичным, жизнелюбивым человеком. Часто общается с коллегами по службе, с космонавтами, гордится своими достойными детьми и талантливыми внуками (один из них играет в юношеской сборной Москвы по хоккею), проводит встречи с молодежью. И надеется возродить память об истории отечественной космонавтики, ведь сегодня многие школьники даже Гагарина знают плохо. Для человека с космической закалкой работа всегда найдется.


Александр Сергеевич Пучков родился 15 октября 1948 г. в Медыни. Когда отца перевели главным инженером на молокозавод в Полотняном Заводе, в этот поселок переехала и семья. Обычная семья и обычные земные родители вырастили мальчика, с детства стремящегося в небо. Окончив здесь школу, он поступил учиться в Качинское высшее военное авиационное училище, стал летчиком-инженером. Потом стал летчиком-испытателем – это высшая иерархия в авиации, с отличием окончив Центр подготовки летчиков-испытателей. Вместе с ним учились Виктор Афанасьев, Александр Волков, Владимир Титов, Анатолий Соловьев и ряд других слушателей, позже ставших космонавтами. В качестве ведущего летчика-испытателя он провел 11 Государственных летных испытаний новых самолетов. Освоил 82 типа и модификации летательных аппаратов, летая практически на всех самолетах истребительной, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. Без отрыва от основной работы закончил МАИ. Он очень любит высказывание легендарного летчика Михаила Громова, участника Гражданской войны и героя Великой Отечественной: «Летчик-испытатель должен летать на всем, что летает, и даже немного на том, что не летает». В 1989 г. приблизился к своей заветной мечте, попав в число принятых в Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Был зачислен в отряд космонавтов, прошел полный курс общекосмической подготовки и стал космонавтом–испытателем. Готовился летать в космос на «Буране». Имеет почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации». Награжден орденом Красной Звезды и десятью медалями. Имеет 28 (!) спортивных разрядов. После выхода в отставку в звании полковника работал в структурах оборонной промышленности. Сейчас на пенсии.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика