Бережливая. Пока в мечтах

Георгий Иванов
15.03.2019 14:56
Детские и взрослые поликлиники должны будут соответствовать новым стандартам

Как сказала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, детские поликлиники должны стать бережливыми к концу 2020 года, а не менее половины взрослых – к 2024-му.

За ярким фантиком – невкусная конфета

Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию предостерег, что дело не в том, чтобы «появилась вывеска «Бережливая поликлиника». Главное, чтобы люди наконец почувствовали уважительное, по-настоящему бережное отношение к себе, к своему здоровью со стороны государства».
Воплощение проекта еще только начинается в Калужском регионе, и мы решили пройти по поликлиникам города, чтобы составить некое представление о том, что есть сейчас. Возможно, наши заметки положат начало так модным сегодня «дорожным картам» реализации проекта.
Так вот, поликлиника на Чехова, 3, по моему личному мнению, пока именно то, от чего предостерегал президент. Яркая вывеска на фасаде, ремонт с удобными стульями не изменили здесь холодно-отстраненного отношения к пациентам: вопросы к врачам остаются без ответов. И очереди – они в регистратуру, они у кабинетов. При мне бабушка с записью на 11 часов, просидев до половины первого, просила регистраторов перезаписать ее на другой день. Перезаписали на следующую неделю. Но не факт, что в следующий раз она будет ждать приема меньше.

Цигель, цигель…

Одна из основных целей проекта – сократить время нахождения пациента в поликлинике. Предлагается это сделать за счет разведения потоков, перераспределения обязанностей между врачом и медсестрой, за счет информатизации и новой организации работы регистратур.
Потоки во многих калужских поликлиниках разведены: есть доврачебные кабинеты, кабинеты здорового ребенка. Но очереди все равно есть. Не решена проблема компьютеризации и электронных карт. Если бы врач, еще принимая пациента, надиктовывал бы медсестре, а она бы вносила данные в компьютер, распечатывала и вклеивала в бумажные карты, работа была бы упрощена. И пациент почувствовал бы заботу и внимание врача, который сейчас не поднимает головы от бумаг.

Вежливая регистратура

Очередей сюда вообще не должно быть. Пациенты записываются через портал госуслуг и саll-центры, в последнем – несколько телефонов, и запись ведут особо обученные люди. Регистратор освобождается для того, чтобы найти карты, ответить на вопросы посетителей, записать на обследования, рекомендованные доктором. Так откуда очереди в регистратуру? При этом время – одно из главных ценностей, которое призвана сохранить «Бережливая поликлиника» - время врача и время пациента.

Острый кадровый вопрос

Он же главный. Без него проект «Бережливая поликлиника» вообще лишен смысла. Как можно увеличить доступность медицинской помощи при хронической нехватке врачей, медсестер и регистраторов в поликлиниках? Если врач обслуживает несколько участков, бегает в мыле по вызовам по всему городу, ему трудно быть вежливым и внимательным. А потому именно кадровую проблему нужно решать в первую очередь.
Много врачебного времени теряется на процедуры, которые можно решить без участия квалифицированного специалиста силами административного звена. А то сегодня врач и за медсестру, и за диагноста, и за делопроизводителя. На приеме большую роль должна играть медсестра, выписывая справки, направления и продлевая рецепты.

По закоулкам и задворкам

В Калуге много поликлиник, расположенных в приспособленных помещениях в жилых домах. Взрослая поликлиника на Никитина, 66, и на Генерала Попова, детская на Жукова и на Социалистической - длинные коридоры, где иногда невозможно пройти из-за плотного ряда пациентов, не говоря уже о размещении удобных мест ожидания. Сделать комфортными такие поликлиники невозможно априори.
Пристальное внимание стоит обратить и на две поликлиники на Турбостроителей, 30. Расположенные в помещении завода, они окружены свалкой из сломанных заборов, бетонных плит, арматуры и проводов и выглядят жутковато. Добавьте к этому длиннющую входную лестницу вверх, рассыпающиеся ступени, невозможность поднять коляску по ржавым полозьям пандуса. Не лучше и внутри, особенно на детской половине, где штукатурка сыплется со стен.
* * *
Рейд по поликлиникам, честно говоря, не особо настроил на оптимистический лад. Удастся ли проекту что-то изменить? Во всяком случае надо постараться. Ну нельзя так жить в XXI веке.

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией