В палатах Коробовых можно увидеть портреты калужских купцов

Татьяна Савкина
29.04.2020 09:22
Каменные палаты в Калуге – это прекрасный старинный дом конца XVII века, в котором можно ощутить дух ушедшего времени.

Тем любопытнее, что здесь работает выставка «Мир купеческой усадьбы» и после карантина ее стоит посетить, она заслуживает внимания. В экспозиции много интересного. Среди аутентичных предметов – живописные портреты купеческой четы Антипиных – Ильи Ивановича и его супруги Натальи Александровны.

Род Антипиных хорошо известен на Калужской земле, его история изложена в книге краеведа, исследователя Н. И. Кожевниковой «Калужские купцы». Члены этой семьи вели оптовую торговлю хлебом и мукой. Илья Иванович (1771 – 1840 гг.) имел звание потомственного почетного гражданина Калуги, являлся купцом 1-й гильдии и был успешен в торговых делах. Помимо того, он занимался благотворительностью, за что получил государственную награду. О Наталье Александровне (1775 – 1837 гг.) сохранилось мало сведений. Она происходила из купеческого сословия. Воспитала десять детей: в семье Антипиных было шесть сыновей и четыре дочери. В дальнейшем благодаря брачным союзам детей и внуков, они породнились с купеческими фамилиями Фалеевых, Золотаревых, Билибиных.

История представленных в экспозиции полотен уносит нас к началу XIX века. Они написаны неизвестным автором, что для того времени было не редкостью (не всегда портреты делали профессиональные художники, это могли быть и местные рисовальщики).

Всю интересную информацию о произведениях собрала сотрудник объединенного музея-заповедника (филиала музейно-краеведческого центра «Палаты Коробовых») Татьяна Фомичева:

— Портреты супругов Антипиных представляют собой жанр классического «купеческого портрета», который появился в живописи в конце XVIII века и просуществовал до 60-х годов XIX века, впоследствии растворившись в профессиональном искусстве. Он имел свои каноны, главным из которых был акцент на личность и отражал прежде всего социальную принадлежность портретируемого. Дворяне, а вслед за ними купцы стремились запечатлеть себя, оставив память потомкам. В дальнейшем этот жанр исчезает – время накладывало свой отпечаток, менялись привычки людей, их облик, в котором чувствовалось влияние моды, борьба с бородой, начавшаяся в эпоху Петра I и уже такого портрета мы не увидим, поэтому так ценно пребывание в нашей экспозиции этих двух работ, - отметила Татьяна Ивановна. — Главное, что хотели показать люди – свои достижения в профессиональной сфере.

Часто люди изображались с предметами гордости – наградами, медалями, жалованными грамотами. Такие портреты интересны еще тем, что по ним можно изучать историю костюма других эпох, купцы на них одеты по моде своего времени: в темный сюртук, армяк или душегрею. И, конечно, для мужского портрета характерно изображение во внешнем облике бороды, которая стала социальным признаком купечества. А женщина часто демонстрировала украшения, что говорило о материальном благополучии семьи. Это несколько нитей жемчужных бус, роскошный головной убор, тоже отделанный жемчугом. Жемчуг – нечто более значительное, чем просто украшение. Это статусность, ведь только богатые граждане с высоким положением в обществе могли иметь подобные вещи.

— В книге Кожевниковой приводится некролог (в связи со смертью Ильи Ивановича), так что помимо биографии мы узнаем, каким он был в жизни. Здесь наш герой характеризуется, как человек необыкновенной душевной щедрости и сострадательности, он оказывал поддержку нищим, сиротам и вдовам, которые часто обращались к нему за помощью и находили в нем покровителя,- сказала Татьяна Фомичева, подводя итог нашему разговору. 

Фото предоставлено Ириной Зубковой.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика