Причем драма эта реальная. История, рассказанная драматургом Владимиром Гуркиным в повести «Саня, Ваня, с ними Римас» и гениально, на мой взгляд, поставленная на сцене драмтеатра режиссером Александром Баранниковым, произошла в действительности в семье писателя.
Спектакль о простых людях, их жизни перед самой войной и после. Страдая, любя, ошибаясь, они проходят через многие испытания, сохраняя свои честь и достоинство. Это история любви и человеческих взаимоотношений. Но это и рассказ об истории нашего Отечества, о сталинских временах и войне.
Твое сердце сжимают в кулаке и держат в этих тисках два с лишним часа в неимоверном напряжении. На глаза слезы наворачиваются, ком в горле. Мужские роли до того человечны, прописаны до мельчайших деталей и играются Никитой Левиным и Петром Казанцевым мощно и очень профессионально. Это сибиряки! Дмитрию Денисову досталась роль психологически непростая, но литовский характер персонажа, даже акцент, кажется, так переданы, что не сомневаешься ни минуты. Очень сильны и женские образы. Ирина Якубенко и Мария Артемьева – настоящие русские женщины, беззащитные с виду, но, кажется, глотку перегрызут тому, кто встанет на пути к их счастью. А как трогательно, трепетно ведет свою роль Светлана Никифорова – простая баба, на которой держится весь этот мир в пьесе, – воплощение любви к сестрам, детям, мужу, дому. Такой Светлану зритель еще не видел.
Впрочем, как и Елену Короткову. Как может вынести столько тягот, невзгод, горя девочка, а потом и молодая женщина? Самое поразительное, что Елена в этой роли очень реалистична. Актерский состав впечатляющий.
Этот спектакль, безусловно, встает в ряд с такими делающими честь нашему театру постановками, как «Поминальная молитва» Анатолия Бейрака и «Пять вечеров» Петра Орлова.
Декорациями служат три деревянные стены из бруса, но это находка – они и стены избы и бани, и мостки на Чусовой. И эта простота в декорациях Евгения Никонорова позволяет сосредоточить восприятие на игре актеров, на костюмах, которые максимально аккуратно и точно воспроизвела художник Оксана Богданович. Разбитые, видавшие виды грубые ботинки Анны, ее спущенные чулки, пиджак не по размеру – да много деталей, которые хочется рассматривать, которые дополняют, как пазлы, образы персонажей.
Ну и, конечно, Александр Баранников еще раз подтвердил, что постановки, поднимающие серьезные темы, могут быть очень востребованы, если сделаны мастером.
Фото Андрея ГОРЛАЧЁВА.