В областном центре традиционно помнят о своих выдающихся земляках, в том числе героях войны, и чтут их память. Многие улицы, скверы и площади Калуги носят их имена. Участок на площади Победы, ведущий к Козьмодемьянской церкви, уже давно многие между собой называют «афганским сквериком»: 2 августа 1999 года здесь вполне уместно появился монумент в память о воинах-интернационалистах, погибших в ходе афганской и чеченской войн, а также участвовавших в ликвидации международных военных конфликтов. Он представляет собой фигуру десантника перед мраморной аркой. Авторы памятника – народный художник России Валентин Белов и его сын скульптор Дмитрий Белов. Часть средств на создание памятника пожертвовали участники военных действий и обычные калужане.
Над памятником также работал архитектор Александр Курец, который вспоминает, как вместе с Валентином Беловым мечтал, что существующий сегодня монумент будет установлен по временной схеме, а потом городские власти сделают его из хороших материалов – мрамора, гранита и бронзы. Но этого в силу разных причин не случилось.
- Место для памятника выбирал я и по возможности старался реализовать нашу общую задумку. Для оформления я брал очертания тех арок, которые есть на четверике Козьмодемьянской церкви, и вдохновлялся образом храма Покрова на Нерли. Двадцать лет памятник уже простоял, это срок. Правда, сегодня он находится в запущенном состоянии и нуждается в ремонте, - сожалеет архитектор.
Он также говорит, что у самой фигуры воина существовал прототип. По словам Александра Курца, Василий Белов лепил скульптуру с брата жены своего сына. Сегодня это место является одним из самых почитаемых у калужан вместе со всей площадью Победы. Здесь проводятся торжественные и памятные мероприятия, сюда обязательно приходят не только десантники, но и военнослужащие всех родов войск, чтобы почтить память своих товарищей, погибших при выполнении интернационального долга в горячих точках мира.
Недалеко от воина-десантника через несколько лет были установлены три белоснежные плиты с вырезанными силуэтами взлетающих журавлей, окруженными следами от выстрелов. На плитах из искусственного гранита фамилии около 200 героев-интернационалистов, призванных из Калужской области, а также имена погибших солдат, чьи семьи проживают в Калуге. Здесь же - первые строки стихотворения Расула Гамзатова «Журавли».
Журавли работы архитектора и художника Евгения Голышева сразу же полюбились калужанам. Они хорошо вписались и в соседство к памятнику, и в сквер, который с 24 декабря 2014 года решением депутатов городской Думы Калуги официально называется сквером защитников Отечества.
- Идея построить памятник возникла у калужских воинов-интернационалистов, и мы заложили камень в скверике на площади Победы, - рассказывает Николай Шмаков, воин-интернационалист, депутат Законодательного Собрания области. - Начали искать деньги, а их, естественно, нет, это же был 1999 год. Собрались Олег Агафилушкин, Александр Изъянов, я, другие ребята, начали думать. Помогли кто чем мог. А у меня была строительная фирма «Саланг», в которой участвовали воины-афганцы. Мы выделили деньги для скульпторов, отправили строителей, которые бесплатно работали на этой площадке, вообще активное участие принимали во всех подготовительных мероприятиях по установке памятника. Не обошлось и без некоторых курьезов. Я вспоминаю, что пришлось на площадке выкопать несколько маленьких туй, меня даже за это оштрафовали. Но памятник поставили, он на этом месте, что называется, прижился.
Когда мы устанавливали его, думали, что никаких подобных событий больше не будет. Но интернациональный долг и какие-то стратегические задачи наша страна в том или ином качестве продолжает выполнять в различных горячих точках планеты, тема эта постоянная. И памятник получился не только о прошлом, он навсегда.
Когда мы устанавливали его, думали, что никаких подобных событий больше не будет. Но интернациональный долг и какие-то стратегические задачи наша страна в том или ином качестве продолжает выполнять в различных горячих точках планеты, тема эта постоянная. И памятник получился не только о прошлом, он навсегда.
Фото Георгия ОРЛОВА.