Гонки по преодолению бездорожья на полноприводных автомобилях - экстремальный вид спорта, где люди с удовольствием испытывают возможности своих автомобилей и свои собственные.
Покатушки. Начало
– Грязь месить мне нравилось с детства, – рассказывает Сергей Коленов, – с четырех лет катался с дедушкой на лесовозе. И все игрушечные машины у меня «ездили» по пересеченной местности. А когда подрос, в интернете стали появляться видео, где спортсмены соревнуются профессионально.
Потом постоянно модернизировал машину. Менял одно на другое, устанавливал блокировки, дисковые тормоза. Купили вторую лебедку и «уазик» перешел в класс ТР 2. Практически каждый месяц катались на разных соревнованиях и чемпионатах Московской и Калужской областей.
Три года назад приобрел «Тойоту Ленд Крузер» 70-й серии. Эта машина более комфортна, надежна и, как говорит Сергей, прощает много ошибок.
Не просто гонки
– Трофи-рейды переросли из просто «покататься в свое удовольствие» в очень высокие скорости. Трассы усложняются. Бывает так, что точка (координаты GPS, которые нужно пройти по условиям соревнования) установлена прямо над обрывом. Висишь на лебедке на высоте четыре с половиной этажа, переднее колесо в воздухе. В каменных карьерах приходилось разворачиваться на пятачке метра три на полтора, – рассказывает Сергей, – а там высота тоже приличная.
На соревнованиях в Карелии, например, на реке бушевало такое сильное течение, что машины затаскивало в ямы. В Брянске тарусский экипаж чуть не утонул — правая сторона, где сидел штурман, серпуховчанин Александр Мельников, ушла в воду по крышу. Ребята успели открыть двери и течение прошло через салон.
Технике безопасности уделяется большое внимание. Все автомобили оборудованы каркасом безопасности, спортсмены выступают в шлемах и светоотражающих жилетах. На чемпионатах обязательным требованием стали два регистратора — один на экипаж, второй - через салон вперед.
По модификации внедорожники тоже шагнули далеко. На них устанавливают модные дорогостоящие подвески, инновационные лебедки и прочие технические фишки. Все это стоит больших денег, но победы, конечно, никому не гарантирует.
В трофи-рейдах существует и класс автомобилей ТР 3 — это прототипы свободной конструкции, которые владельцы изготавливают специально под себя.
По имени Сумрак
В 2019 году тарусский экипаж занял первое место на этапе областного чемпионата и был приглашен на «уШатун - трофи» в Брянск. Это престижные соревнования, в которых участвуют сильнейшие спортсмены, действующие чемпионы России по автомобильному спорту. «Будете темными лошадками, – сообщила организатор, – все здесь знают друг друга, а вы — люди для них новые. Интрига».Тарусский экипаж успешно преодолевал препятствия, но в какой-то момент на «Тойоте» разорвало передний шрус (шарнир угловых скоростей). Машина на время сошла с дистанции. Но в итоге они заняли почетное третье место в ряду чемпионов.
– Оттуда пошло имя Сумрак, – улыбается Сергей, – так зовут машину, и по этому имени ее узнают. Мы тогда как будто из сумрака вышли, приехали из маленького города и показали, что можем.
Новая победа
1 мая любители экстремальных гонок по бездорожью открыли череду соревнований в Жуковском районе. На «Жуков Трофи» в район села Совхоз «Чаусово» приехало порядка 40 экипажей из разных городов Калужской области и ближних регионов.В категории ТР 2 (внедорожники с размером колес до 35 дюймов и двумя лебедками) экипаж Коленова и Мельникова вновь занял первое место, собрав все 17 контрольных точек и финишировав с запасом времени 1 час 50 минут. Также спортсмены первыми среди всех команд прошли дополнительный специальный участок и так называемый пролог — самую зрелищную для зрителей часть трофи-рейда.
Гонщики преодолели подъем на старую плотину с высокими перевалами, крутой спуск с нее, участок заболоченной местности и глубокие овраги с ручьями, где успешно и открыли новый купальный сезон.
Первый этап чемпионата Калужской области также стал отборочным этапом Кубка ДОСААФ России и отборочным этапом Кубка регионов. Следующий этап — трофи-марафон «Целина» — пройдет в последнюю субботу мая.
Фото автора и Екатерины Барабановой.