Знания на продажу?

Михаил БОНДАРЕВ
04.12.2020 15:58
Может ли учитель заниматься репетиторством с детьми из своего класса.

    О репетиторстве и проблемах, связанных с ним, мы уже неоднократно писали. Сегодня снова возвращаемся к этой теме. Родители стали чаще обращаться к репетиторам, о чем они рассказывают, в том числе и в социальных сетях. Одна из причин в том, что после весенней дистанционки у многих школьников снизилась успеваемость. Да и сейчас ситуация не улучшилась: классы уходят на карантин, многие учителя подолгу болеют.

   Одолевают сомнения

    Как учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику, которых может быть 30 и более в классе? Согласитесь, в любом классе есть дети с математическим складом ума, тяготеющие к точным наукам, а есть ученики, у которых гуманитарные наклонности. Один ребенок лучше воспринимает материал зрительно, у второго больше развита слуховая память, третий – неусидчив, у четвертого – русский язык неродной. Педагог на уроке просто не успевает уделить внимание каждому своему воспитаннику.

    Индивидуальные занятия со своим классным руководителем, по мнению многих родителей, самый простой способ повысить уровень знаний неуспевающего ребенка. Но здесь есть свои подводные камни.

    Участница одной из тематических групп поделилась своей ситуацией: «Мой сын стал учиться по одному из предметов на тройку. Я попросила учительницу, она молодая, несколько лет работает в школе, отдельно позаниматься с ребенком за дополнительную плату. Учительница ответила, что, конечно же, хочет помочь, время для занятий найти сможет, но ее одолевают сомнения, что потом скажут про нее другие родители из этого же класса, другие ученики».

   Конфликт интересов

    Сомнения молодого педагога вполне понятны, и многие из опрошенных нами учителей ответили, что если они и занимаются репетиторством, то никогда не берут в «клиенты» учеников из своего класса. Во-первых, по этическим, моральным соображениям. Есть риск, что учитель, беря деньги с родителей своего ученика, будет чувствовать себя в зависимом положении. Кто-то из школьников и их родителей способен посчитать (и это вполне может оказаться правдой), что педагог намеренно создает привилегированные условия тем детям, с которыми он занимается дополнительно. К тому же у школьников и их родителей может сложиться впечатление, что учитель намеренно занижает оценки, чтобы дети посещали платные дополнительные занятия у него.
  
    Конечно, конфликт интересов может и не возникнуть, но, согласитесь, всем – и классному педагогу, и его ученикам – будет спокойнее, если в их отношениях нет денежной составляющей.

    Кстати говоря, заниматься репетиторством с учеником из параллельного класса – тоже, пожалуй, не лучший вариант. Здесь уже может возникнуть конфликт между педагогами, работающими в одном учебном заведении. Ведь если для освоения ребёнком учебной программы требуются дополнительные занятия с другим преподавателем, то учитель может решить, что его сочли плохо исполняющим свои непосредственные обязанности или не соответствующим квалификации.

   Идём «на сторону»?

    Предлагаем родителям рассмотреть вариант репетитора «со стороны». Здесь уж точно не возникнет никаких внутришкольных конфликтов. Кроме того, вполне возможно, что педагог найдет новый подход к ребенку, объяснит ему учебный материал совсем по-другому, нежели школьный учитель. И это может оказаться очень эффективным.

    Но зачастую квалифицированного специалиста находят по рекомендациям друзей или знакомых. И никто не может дать стопроцентной гарантии, что именно этот репетитор точно поможет вашему ребенку устранить пробелы в знаниях или отлично подготовиться к экзаменам. Может понадобиться несколько попыток, чтобы подобрать нужного педагога. В любом случае родители должны не формально относиться к этому вопросу, а искать подходящее решение.

    Марина Ш.:
    – Скажу как мама. У нас в школе репетиторство со своими учениками возможно. Конечно, мне в голову не придет просить учителя заниматься дополнительно с ребенком бесплатно. Но учителю, у которого ребенок неуспешен, отдавать бы на репетиторство не стала. Причины плохих отметок не всегда только в некачественном усвоении материала, у нас, например, это какое-то ярое неприятие учителя. Лучше в такой ситуации пойти к другому.

    Наталья С.:
    – Если речь о том, чтобы подтянуть знания, своих не возьму. Но есть умные дети, выбирающие мой предмет, за два школьных часа в неделю подготовиться к ЕГЭ невозможно.
    С такими редко, но занимаюсь. Но это не работа с материалом по учебной программе, а набор сложных заданий ЕГЭ. 

    Елена К.:
    – Своих учеников не беру. Уж если я его не смогла научить в классе, то какой смысл с ним сидеть один на один. Может, причина его неудач в том, что он не понимает меня. 

    Светлана М.:
     – Я занимаюсь только со своими. У меня сразу условия – домашние задания не делаю и не помогаю. Даю знания, могу еще раз объяснить, могу что-то другое разобрать. Ни разу никто не предъявил претензии за оценки. Всегда ставлю по справедливости. Просто нужно быть здравомыслящим, и не будет никаких конфликтов.

    Сегодня занимаются репетиторством больше половины школьных учителей, и спрос на платные занятия растет. Это ответ на запрос общества, запрос родителей. Ведь индивидуальное обучение, и с этим трудно поспорить, всегда давало более высокое качество образования. И никто, безусловно, не может запретить родителям, чтобы их дети это образование получали.

   О чём говорит закон

    Закон «Об образовании в Российской Федерации» не запрещает учителям оказывать платные образовательные услуги в организации, в которой они работают, и с учениками, с которыми они ведут уроки. Но во второй части статьи 48 специально оговаривается, что такая педагогическая деятельность не должна приводить к конфликту интересов. В противном случае педагогу может грозить увольнение по пункту 7.1 части 1 статьи 18 Трудового кодекса РФ, а его индивидуальная репетиторская деятельность может быть признана незаконной.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика