В заботе о «перелётных детях»

Михаил БОНДАРЕВ
13.09.2019 10:48
В школах региона реализуются проекты по обучению мигрантов русскому языку.

    Ежегодно в нашу страну приезжают на заработки и постоянное место жительство десятки тысяч мигрантов. Причины происходящего кроются прежде всего в сфере экономики, демографии. Но сегодня речь не об этом. Жизнь показывает, что мигранты, особенно их дети, зачастую очень болезненно интегрируются в российское сообщество. Не исключение и наш регион. Неоднократно приходилось слышать от директоров школ, учителей и родителей, что эта проблема сегодня становится одной из самых актуальных. И не случайно эта важная тема была затронута на Общероссийском родительском собрании, прошедшем накануне 1 сентября.

   Помощь диаспор

    В регионе понимают вызов времени и стараются реагировать на него.

    С 2017 года реализуется проект «Одинаково разные», который призван помочь детям-мигрантам в социальной и языковой адаптации. Инициаторами этого проекта выступили молодые учителя из школ Жуковского, Боровского районов и города Обнинска. Учителя столкнулись с тем, что в школах почти треть детей, приехавших из Таджикистана, Узбекистана, Армении и других стран, очень плохо знают русский язык. Это, естественно, приводит к проблемам не только в освоении учебной программы, но и во взаимоотношениях в школьном коллективе. В Жуковском районе организовали школу выходного дня - открытую площадку для детей-мигрантов. В самом начале эту школу в среднем посещало 25 детей, затем образовательный проект «Одинаково разные» перерос в более масштабный. Отрадно, что помощь оказывается со стороны региональных диаспор Дагестана, Армении, Грузии, Таджикистана, Украины. Для детей-мигрантов проводятся не только учебные занятия, различные интеллектуальные и спортивные игры, творческие мастер-классы, концерты. Постоянно организуются экскурсионные поездки по культурным и историческим местам Калужского края. Но этим образовательная и воспитательная программы не ограничиваются. Детей-мигрантов стараются привлекать к волонтерской работе по организации школьных праздников, фестивалей культур, театральных постановок.

   Разговор с инофонами

    По словам министра образования и науки области Александра Аникеева, в ближайшее время работа с детьми-мигрантами усилится. В нынешнем учебном году в 20 школах области будет реализовываться проект «Перелетные дети». С детьми-мигрантами будут работать 20 школ (в Калуге, Обнинске, Малоярославце, Жуковском и Боровском районах). В школах создаются так называемые приветственные классы. Для успешного воплощения проекта в жизнь, конечно же, необходимо готовить учителей, владеющих методикой обучения русскому языку как иностранному. 

    В связи с этим будет проводиться переподготовка педагогов, специальные курсы. Методическую поддержку учителям, работающим с детьми-инофонами, окажет Калужский государственный институт развития образования.

    Юлия Медова, заведующая отделом образования администрации Малоярославецкого района:
    - Проект «Перелетные дети» включает не только организацию дополнительных занятий с детьми, не говорящими на русском языке (или плохо говорящими). В рамках проекта будут проводиться мероприятия, отражающие культурные традиции стран (регионов), из которых приехали дети. С детьми-инофонами будут работать социальные педагоги, психологи, которые пройдут дополнительное обучение. Для нашего района это не новое направление. Если детей-инофонов в 2018 году в районе было около 80, то сегодня их уже почти 200. Систематическая работа с ними проводится в средней школе № 4 г. Малоярославца, школе № 2 им. А.Н. Радищева, Детчинской средней школе. Все эти школы - участники проекта. Но в каждой из них сложилась определенная система работы, которую коллективы выстраивали в течение нескольких лет.

    Елена Комарова, директор основной школы № 3г. Малоярославца:
    - В нашей школе сложилась практика комплектования первых классов в соответствии с потребностью решения данной задачи. В течение года учитель обучает детей-инофонов устной и письменной речи, приобщает их к правилам поведения и традициям школы. Уже на втором году обучения эти дети могут выходить на уровень основных программ и успешно обучаться без дополнительной педагогической поддержки. Очень важно, чтобы адаптация происходила с учетом культурных национальных традиций. Детям должно быть комфортно в школе, это залог успешного обучения.

    Мониторинг, проведенный Центром миграционных исследований, показывает, что около 15 % мигрантов приезжают в Россию с детьми. Среди них почти половина постоянно проживает в нашей стране. Дети 63 % мигрантов, приехавших в страну, посещают школы и детские сады.

    По данным УМВД по Калужской области, по количеству мигрантов, вставших на учет, регион занимает третье место 
в ЦФО после Москвы и Московской области. 

    Наибольшие проблемы в адаптации детей мигрантов связаны с незнанием языка и социокультурными барьерами.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика