Александр Аникеев,министр образования и науки области:
- Нельзя, конечно же, рассматривать репетиторство как некое социальное зло и порождение исключительно современности. Оно существовало и в XIX веке в России, и в советское время. Репетиторство существует во всем мире. Я бы не стал рассматривать репетитора как некоего разбойника с большой дороги, который опустошает родительские кошельки. Но игнорировать эту проблему мы не должны. Я не думаю, что репетиторство - это некий сектор теневой экономики. Но если бы репетиторство было легализовано, то бюджет нашего региона пополнился бы достаточно серьезно.
Массовое стремление в вузы
Что заставляет родителей обращаться к услугам репетиторов и можно ли этого избежать? Какова роль высшего образования в распространении этого явления?На эти и другие вопросы попытались ответить участники дискуссии, которая состоялась недавно в областном центре. В диалоге приняли участие министр образования и науки области Александр Аникеев, уполномоченный по правам ребенка в регионе Ольга Коробова, учителя, школьники, репетиторы-профессионалы, родители. Отмечалось, что проблема репетиторства действительно существует. Вместе с тем она неоднозначна и явно преувеличена.
Причин расширения этого явления достаточно много. Одна из них - это рост популярности вузов, стремление молодых людей во что бы то ни стало получить высшее образование. Дело в том, что сегодня массовость высшего образования напрямую связана с представлениями об успешности человека в жизни. Примерно 85 процентов выпускников средних школ региона стремятся поступить в вузы. При этом требования к поступлению в них постоянно растут. Но вместе с тем способности учеников, выпускников (так было и будет всегда) очень разные. И уровень их подготовки и мотивации тоже очень разный, а запросы бывают слишком завышены.
Примерно 40 процентов школьных учителей и преподавателей вузов предоставляют репетиторские услуги.
Зависимость от ЕГЭ
Реалии таковы, что ЕГЭ уже достаточно давно стал экзаменом с высокими ставками. Единственным путем поступления в вуз, тем более на бюджетные места, сегодня является именно отличная сдача ЕГЭ. В связи с этим в стране год от года растет конкуренция между вузами. И мы наблюдаем реальную погоню за высокими баллами. При этом все нелегальные пути поступления в вуз отрезаны. Экзамен стал открытым, влияние внешнего фактора практически исключено. Отсюда как у родителей, так и у будущих выпускников возникает уверенность в том, что одно только школьное образование не может обеспечить получение высоких баллов на ЕГЭ. Действительно, сегодня мы должны понимать, что, пока существует конкуренция в мире знаний, репетиторство будет востребовано. Даже если абсолютно все репетиторы выйдут из тени и будут регулярно платить налоги в бюджет. Если родители в состоянии оплачивать услуги репетиторов, они всегда будут это делать.Проблема репетиторства неоднозначна, к этой теме мы еще обязательно вернемся.
Ольга Коробова, уполномоченный по правам ребенка в регионе:
- Сегодня многие родители почему-то хотят своих детей чуть ли не с пеленок обучать иностранным языкам, в первую очередь английскому. Психологи же утверждают, что нет необходимости дополнительно обучать ребенка двух-трех лет иностранному языку. Это не даст детям ничего. Родители просто отнимают драгоценное время у своего ребенка, которое он мог бы посвятить другой познавательной деятельности, необходимой в раннем возрасте.
Евгения Богданова, репетитор, преподаватель английского языка:
- Дело в том, что цели родителей, учеников, которым нужен английский язык, отличаются от того, что им предлагает школьная программа. Но если родители обращаются к репетитору, то они должны четко определиться, зачем ребенку английский язык нужен именно сейчас, а не в будущем.
Владимир, старшеклассник средней школы № 23:
- Лично у меня никогда не было репетиторов. Но если говорить об английском языке, то я пришел к выводу, что репетитор мне необходим. И большинство моих сверстников, с кем я общался, считают, что сегодня в школе недостаточный уровень обучения именно английскому языку. Особенно это касается разговорной речи. И без репетиторов хорошо сдать ЕГЭ по английскому достаточно сложно. По другим предметам в школе, по моему мнению, таких проблем нет.
Сергей М. , десятиклассник (Калуга):
- У меня были репетиторы - перед сдачей ОГЭ после 9-го класса. Идти к репетиторам мне посоветовала мама. Мне плохо давалась математика, нужно было улучшить английский. Мама очень боялась, что я не сдам экзамены. В классе у нас половина ребят пользуются либо пользовались услугами репетиторов. «Репетировали» почти всегда подготовку к экзамену. В основном это касается математики. Еще репетиторов берут по тем предметам, которые выбирают к сдаче на экзаменах.
Фото: Юрий СМИРОВ.