«Уроки победы» для палестинских мальчишек

Александр ФАЛАЛЕЕВ
22.05.2020 13:13
Калужанка, работавшая в одной из школ Ближнего Востока, стала финалисткой федерального конкурса методических разработок в номинации «Лучший урок педагогов мира».

    У кандидата педагогических наук Натальи КАЛУЖЕНСКОЙ большой стаж работы с иностранцами. Но одно дело преподавать русский язык дома студентам из Германии или Мьянмы и совсем другое – в далёкой Палестине попытаться влюбить арабских мальчишек в неизвестную им Россию.

   Предложение, от которого нельзя отказаться

    - Наталья Юрьевна, вы уехали преподавать в Палестину в 2015-м. Не страшно было, в то неспокойное время обострения палестино-израильского конфликта?

    - Несмотря на то что я вполне комфортно чувствовала себя в роли доцента МИФИ, согласилась практически сразу. Не последнюю роль сыграла и одна история, приключившаяся со мной в Мьянме, где я до этого преподавала в одном военном университете. Однажды я познакомилась с монахами из одного высокогорного монастыря. К тому времени я уже неплохо говорила по-бирмански. И вот один из них предсказал мне мою будущую жизнь. Можно верить, можно нет, но его предсказания начали сбываться, как только я вернулась в Россию. Одно за другим! И когда мне, совершенно неожиданно, позвонили с этим предложением из Русской гуманитарной миссии, я даже не удивилась, вспомнив слова монаха, что мне предстоит соединять народы разных конфессий надрелигиозными методами. «Ни в коем случае не отказывайся от предложения, которое тебе поступит», - настоятельно советовал он мне тогда. Так что оставалось только собрать чемодан (улыбается).

    - Что это за школа и где она находится?

    - Расположена в Вифлееме, недалеко от Иерусалима. Построили её в 2014 году на бюджетные средства Правительства Российской Федерации для продвижения русского языка и распространения национальных культурных ценностей. Школа государственная и подчиняется Вифлеемскому департаменту Министерства воспитания и высшего образования Палестины.

   Есть контакт!

    - Что знали о России палестинские дети?

    - Практически ничего, собственно, как и их родители. Более того, некоторые относились с антипатией к политике России на Ближнем Востоке.

    - А с чем, по-вашему, было это связано?

    - Это результат серьёзной работы западной пропаганды. Большую роль в этом играют западные СМИ. В 32-х средних учебных заведениях, открытых Францией, Германией и США на территории Палестины, шла усиленная пропагандистская работа, зачастую направленная на умаление достижений нашей страны и искажение фактов её истории. 32, заметьте! И ни одной русской.

    - И как вам удалось найти подход к своим новым воспитанникам?

    - Это было не просто. Прежде всего важно было найти правильную интонационную речевую вибрацию. То есть научиться разговаривать с ними не только на их языке, но и в их тональном и эмоциональном формате. Это сближает. Вообще формирование мировоззрения подростка для учителя – дело трудоёмкое, особенно если этот подросток иностранец. А тут ещё и другая цивилизация, другая религия. Одним из важных методологических принципов преподавания иностранных языков является аккультурация. Под этим феноменом подразумевается усвоение человеком, формировавшимся как личность на основе одной национальной культуры, значительных фактов, норм и ценностей другой национальной культуры.

    Мы вместе занимались разными видами творчества. В итоге класс был увешан плакатами, рисунками, стендами на тему единения, единства, похожести России и Палестины. А на самом видном месте у нас стоят макеты собора Василия Блаженного и двух палестинских мечетей, тоже созданных моими учениками.

    Мне говорили, нельзя трогать мусульман. Мол, мы, православные, для них грязные. Неправда! Без тактильности – никуда. Обниму, потреплю по голове: «Я тебя люблю!» И у мальчишки глаза загораются, и он в ответ: «И я тебя люблю, учитель!»

    - То есть вы полностью перевернули представление о взаимоотношениях?

    - Когда я туда ехала, меня предупреждали мои сирийские студенты из МИФИ: готовьтесь к тому, что вас там никто любить не будет. Действительно, добиться любви оказалось очень сложно. А от кого-то и просто невозможно. Но уважения - вполне. Они уважают сильных. И завоевать такое уважение, на мой взгляд, гораздо важнее. Понадобился не один год, чтобы при виде меня, русской учительницы небольшого роста, говорили: «О! Устаза кауя! (Сильная! - в переводе с арабского)».

    - О вашем «Уроке победы» журналист Сергей Пашков снял любопытный сюжет, который показывали на канале «Россия 24». А ещё есть видео, где ваши воспитанники читают стихи русских поэтов так необыкновенно выразительно, что не остаётся никакого сомнения - они действительно прониклись русской культурой.

    - Это результат пятилетней кропотливой работы. И не только плановых уроков. Большое внимание я уделяла внеаудиторным мероприятиям, которые, c одной стороны, развивали речевые навыки и умения, с другой, формировали у них страноведческие знания, расширялся их кругозор, усиливался интерес к изучению русского языка и русской культуры. 

   Перевернуть сознание

    - Что поразило в плане образования?

    - Арабские учебники по истории несут в себе совершенно искажённую информацию о Великой Отечественной войне. Пришлось приложить титанические усилия, чтобы переубедить и учеников, и некоторых учителей. Дело доходило до того, что мне говорили: «Гитлер хороший – он уничтожал евреев». Тогда приходилось показывать документальные кадры, как фашисты определяли, кто еврей, кто не еврей, у мужчин по обрезанию. Вот это их повергло в шок и перевернуло сознание.

    - Наталья Юрьевна, не могу не поинтересоваться - а что же дальше? Вы вернётесь в Палестину?

    - Честно, я сама влюбилась в те места, в людей, для которых честь, гордость, уважение – не пустые слова. Там совсем по-другому ощущается сама жизнь, её ценность. Но у меня ещё были предложения, например, из Китая. Так что пока не решила окончательно. Но знаю точно, что продолжу эту свою миссию непременно. Раз судьба и Бог дают мне такой шанс, значит, грех отказываться.

IMG_20200518_105157.jpg

Фото из архива Н. Калуженской.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика