Уменьшить нельзя нагружать

Ольга СМЫКОВА
25.09.2019 07:00
Запятую в вопросе домашнего задания ученики школы ставят сами.

    Наша газета неоднократно обращалась к теме перегрузки школьников во время учебы. Материалы касались как нагрузки на уроках, так и в плане домашнего задания. По следам публикаций региональное министерство рекомендовало школам отрегулировать процесс. Как будто процесс пошел. Но как оказалось, простите за тавтологию, это только показалось.

    Мировой рейтинг качества школьного образования (2018/19 учебный год)
  1. Германия 
  2. Австралия 
  3. Дания 
  4. Ирландия 
  5. Новая Зеландия 
  6. Норвегия
  7. Великобритания 
  8. Исландия 
  9. Нидерланды 
  10. Финляндия
    Россия в этом списке на 32 месте 

    Начался учебный год…

    …Часики затикали,
     А меня вопрос гнетет:
    Скоро ли каникулы?

    Признаться честно, в школьные годы эта детская частушка у меня в душе отклика не находила, и это не потому, что я хорошо успевала по всем предметам. Просто всему было свое время: учебе - учебное, отдыху - каникулярное и внеурочное. Сейчас же эти слова можно назвать гимном современных школьников и их родителей. Поскольку ребята начиная с младших классов помимо немыслимого количества домашнего задания загружены различными проектами, рефератами, докладами, поделками. И все это в рамках учебного процесса. А ведь помимо этого практически каждый посещает дополнительные кружки и секции.

    Как я уже говорила, окончание прошлого учебного года подарило надежду, что параметры загрузки будут урегулированы. Министерство рекомендовало школам уменьшить количество задаваемого на дом материала, чтобы это соответствовало СанПиНу, где оговорено, что на подготовку домашнего задания в среднем у ребенка должно уходить не более двух часов. Надо сказать, что ряд калужских школ услышали рекомендацию министра и выпустили распоряжения, в которых, к примеру, не рекомендуется задавать «домашку» на выходные.

    Но то было в прошлом году. А что же в этом? А в этом все снова вернулось на круги своя. Наши читатели в соцсетях сетуют и на объемы домашнего задания, и на то, что практически с первых дней у детей начались проверочные работы.

    Елена И.: 
    – Дочь учится в шестом классе, и сразу начался просто кошмар - учитель географии на первом же занятии даёт контрольную, учителя русского и математики проводят самостоятельные. И так уроков выше крыши, а тут еще подготовка к проверочным. Естественно, почти весь класс не справился и получил двойки, у детей руки опускаются.

    Ксения С.: 
    – Сын во втором классе, и вроде немного времени уходит на уроки, но как дело касается окружающего мира, так тут наступает апокалипсис. То нужно дом наш сфотографировать и распечатать фотографии, то достопримечательности родного города, да практически каждое задание требует участия родителей. Спрашиваем учителя, что за принципы такие, а нам отвечают: задания и рассчитаны на то, чтобы вы детям время уделяли. 

    Анна Ц.: 
    – А у нас в школе некоторые педагоги помнят распоряжение директора и не задают домашнее задание на выходные. И как бы хорошо было, если бы это помнили все. Но если биолог не задает, то историк отрывается по полной - по три-четыре параграфа приходится учить.

   Дело в режиме?

    И таких примеров большинство. Чтобы прояснить ситуацию, мы задали вопрос министру образования и науки региона Александру Аникееву, сформулировав его примерно так: «Не пора ли уже не рекомендации по уменьшению нагрузки на учащихся руководителям школ давать, а вводить строгие нормы и ограничения?» На что Александр Аникеев ответил: «Запретительный характер тех или иных мер, предлагаемых вами, далеко не всегда бывает эффективным... Мы часто говорим о проблеме больших объемов домашних заданий, но хотим отметить, что очень важно уметь правильно распределять время на их выполнение».

    Словом, все свелось к тому, что это родители не умеют распределять режим дня ребенка, оттого и засиживаются за уроками допоздна. О том же, что подобная система не приносит результатов, чиновники, похоже, не задумываются. А стоило бы, ведь по полной загруженные дети практически не гуляют на улице, хотя активный отдых и свежий воздух просто необходимы для полноценного развития растущего организма. Ко всему, у них вырабатывается стойкое неприятие учебы. Как показывает статистика, после седьмого класса ребенок начитает «съезжать» просто потому, что нагрузка становится больше, а времени на выполнение домашнего задания все меньше. Более того, на собственном примере могу сказать, что если раньше младшие браться и сестры мечтали поскорее пойти в школу, чтобы стать взрослыми, походить на старших, то сегодня все с точностью до наоборот. Школа для младшего ребенка, который видит, как со старшим до полуночи сидят за уроками, как все выходные напролет лепит, клеит и зубрит, становится чем-то вроде страшилки.

   Подводя итоги

    В сегодняшнем материале мы специально не стали называть номера школ, о которых говорят родители, поскольку после прошлых публикаций региональный минобр весьма болезненно реагировал на критику, что негативно сказывалось на родителях и учениках. Уверена, что, прочитав и эту публикацию, в ведомстве скажут, что журналисты нагнетают атмосферу, а родители просто любят жаловаться и не хотят заниматься детьми. И по большому счету материал больше похож на попытку стучаться в наглухо замурованную дверь. Но, говорят, вода камень точит. Мы много писали о том, что школы не имеют должного оборудования, что у педагогов мизерные зарплаты, и это дало результаты. Сегодня президент называет нацпроек «Образование», в котором большое внимание уделено материально-техническому оснащению школ, снижению нагрузки на педагогов, приоритетным, а майский указ внес свои корректировки в формирование заработной платы в сторону увеличения. На это выделяются колоссальные средства. И теперь современные школы, пусть пока не все, значительно отличаются от тех, какими они были еще 10 лет назад.

    Вот поэтому и в том, что касается самого учебного процесса, мы будем держать тему на контроле, чтобы однажды и здесь все встало на свои места. Не хотелось бы приводить в пример советскую систему образования, которая считалась лучшей в мире, но все же нельзя не вспомнить, что мы успевали на улице погулять, уроки сделать, кружки-секции посещать и частушки про каникулы распевали разве что завзятые двоечники.

    Сколько времени уделяют школьники на выполнение домашнего задания в разных странах
  • В России – 40 часов в неделю
  • В США – 6 часов в неделю
  • В Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канаде - 4,9 часа в неделю.
  • Кореи и Финляндии – около трёх часов в неделю.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика