Тяжела ты, ноша ученика?

Михаил БОНДАРЕВ
12.03.2020 07:00
О проблеме, связанной с большим весом школьных портфелей и рюкзаков.

    Сразу хочется напомнить читателям, что эту тему на страницах нашей газеты мы уже обсуждали. Сегодня снова возвращаемся к ней. На первый взгляд может показаться, что с приходом в школы инновационных технологий и интернета рюкзак ученика должен облегчиться. Но это, к сожалению, не так. Проблема школьных портфелей и ранцев, переполненных учебниками и учебными принадлежностями, никуда не делась, она по-прежнему существует. Она на слуху, ее муссируют в социальных сетях. 

    Александр Аникеев, министр образования и науки области:
    - Действительно, эта тема очень часто поднимается родителями. И я абсолютно согласен с тем, что рюкзак наших школьников очень сильно превышает установленные нормы ношения тяжестей. Я напомню, что в наших СанПиНах установлен предельный (максимальный) вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учеников разных классов. Этих норм необходимо придерживаться. Если говорить о весе школьных учебников, то он, соглашусь, очень внушительный. Отрадно, что в последние годы наши издательства предпринимают меры к тому, чтобы облегчить вес учебников. В частности, один из вариантов - это установка мягких обложек на книги и деление одного тома учебника по предмету на два или три. Например, учебник «История России» для 8 класса, изданный в 2016 году. Он имеет мягкую обложку и вдобавок к этому разбит на две части.

    Пётр Бобылёв, директор Ерденевской средней школы:
    - Проблема перегрузки школьных портфелей существует в основном для учеников начальной школы. Причина в том, что родители иногда покупают своим детям рюкзаки, не соответствующие их возрасту («ребенку понравилось») и не контролируют систематически их содержимое. В результате там часто оказываются посторонние, не имеющие отношения к учебе предметы и учебники по дисциплинам, которых нет в расписании учебного дня. Как мы решаем проблему? Часть учебной литературы (книги по внеклассному чтению, словари и прочее), оборудование для уроков технологии, изо хранится в классе и используется на уроке и во внеурочной деятельности. Учителя периодически напоминают родителям о необходимости проверки содержимого школьных портфелей.

     «У моего ребенка очень тяжелый рюкзак. Существуют ли какие-нибудь нормативы?», «Какова последовательность моих действий, чтобы доказать, что такими тяжелыми школьные сумки быть не должны, и добиться снижения массы школьного рюкзака, например, через пересмотр расписания уроков, установления шкафчиков для книг?». Такие, например, вопросы беспокоят родителей, и зачастую они обращаются с ними к уполномоченному по правам ребенка в регионе Ольге Коробовой. И министру образования и науки области Александру Аникееву недавно на прямой линии, организованной в социальной сети «ВКонтакте», тоже был задан вопрос по этой проблеме.

    Медицинскими исследованиями установлено, что вес школьного портфеля со всем содержимым должен составлять не более 10 процентов от веса ребёнка. Если рюкзак тяжелее нормы, то это, естественно, неправильно. В первую очередь портится осанка, что влечёт за собой неправильную работу внутренних органов, появляются боли в спине, пояснице. Поэтому следить за допустимым весом школьного портфеля или рюкзака родителям очень важно, особенно это касается детей в возрасте до десяти лет. В этот период происходит формирование скелета человека, кости ещё недостаточно крепки, а мускулатура только набирается силы.
В общих чертах после общения с директорами школ и учителями становится ясно, что чем старше становится школьник, тем меньше эта проблема. Перегруженность портфеля во многом связана и с несовершенством расписания уроков, и с разным подходом к вопросу необходимости учебников на уроке со стороны учителей. В то же время всегда были и будут дети, которым тяжело носить портфель по причине их физических возможностей. И родители всегда будут возмущаться и находить разные причины, чтобы не контролировать то, с чем их ребенок идет в школу.

    В заключение хотел бы сказать, что некоторые директора школ, их заместители и учителя, к большому сожалению, неохотно откликаются на просьбу прокомментировать эту тему. К сожалению, это уже можно назвать тенденцией. На наш взгляд, подобная позиция, мягко говоря, не совсем правильна. Но это, как говорится, тема для отдельного разговора.

   Марина Д., Барятинский район:
    - Мои дети не жалуются, хотя у дочери, она в шестом классе, рюкзак очень тяжелый. Я сама иногда ношу его домой (дочь оставляет мне его на работе, а потом идет на занятия музыкой и танцами), спина реально устает. Специально не взвешивала (хотя ради интереса надо), но там явно больше 2,5 кг. В классе учебники дети не оставляют, так как на разные уроки они ходят в разные кабинеты. И у классного руководителя тоже оставлять неудобно - вдруг у нее нет уроков и она отойдет по своим делам, а ребятам учебники понадобятся. Мой сын учится в третьем классе, но у них тоже не разрешают оставлять учебники.

    Андрей С., Дзержинский район:
    - Если в рюкзак моей дочери положить все учебники и школьные принадлежности, то груз, и правда, получится довольно тяжелый. Но радует то, что детям учителя разрешают учебники не уносить домой, а оставлять в классе.

    Согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН) вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учеников 1-2 классов - более 1,5 кг, 3-4 классов - более 2 кг, 5-6 классов - более 2,5 кг, 7-8 классов - более 3,5 кг, 9-11 классов - более 4,0 кг. 

    К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары: авторучки, маркеры, фломастеры, линейки, карандаши, резинки канцелярские, тетради, дневники, кисти для рисования и другие аналогичные изделия. Вес самого рюкзака не должен превышать 700 граммов для учеников начальной школы, и 1 кг - для учеников среднего и старшего звена. Конечно же, сюда не входит сменная обувь, мобильный телефон, завтраки. 

Рисунок: Виктор АРТЕМЬЕВ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика