Кто виноват?
Именно этот вопрос первым задают, когда случается какой-либо конфликт. И сегодня однозначного ответа на него нет. Начнем с того, что в ссоре, как всегда, виноваты двое: один спровоцировал, другой не сдержался. А в сегодняшнем случае, на мой взгляд, еще и третий человек – тот, кто снимал конфликт и выложил его в сеть.Об этом говорили и наши читатели на страницах в соцсетях, обсуждая ситуацию в калужской школе. Там, как стало известно позже, скандал получился из-за того, что педагог требовал у ученика не пользоваться телефоном во время урока, а школьник игнорировал требование учителя.
Марина Г.:
– Ну что за дети пошли? Никакого уважения к учителям, творят, что хотят. Скоро в школах некому работать будет! Однозначно, подросток виноват — зарвался. Спасать надо учителей от таких «деточек».Сергей М.:
– Подросток может и виноват, но кто давал право взрослому мужику распускать руки. С детьми уметь работать не каждому дано. Раз так ведут себя на уроке у него, значит , не завоевал авторитета.Ирина А.:
– Странно: одного выгонял за телефон, а второй, значит, спокойно снимал? Когда уже все это прекратится, когда введут ответственность за несанкционированную съемку и ее размещение в интернете?
Олеся Рудометова, психолог:
– Конечно, в таких ситуациях спрос прежде всего с того, кто старше, с учителя. Как ему предупредить такие случаи? Прежде всего зарабатывать авторитет. Ребята должны настолько уважать педагога, чтобы не позволять себе подобные выходки.
С другой стороны, мы понимаем, что есть подростковый период, когда ребенок, даже самый покладистый, порой восстает против устоев и авторитетов. И, по мнению ученых, психологов, существует значительное сходство между личностью подростка и криминальной личностью - вот настолько в этом возрасте меняется сознание человека. Поэтому очень сложно справляться с такой возрастной категорией. В этом возрасте важно учить детей эмоциональной грамотности, развивать эмоциональный интеллект – умение понимать, принимать, проживать и контролировать свои чувства. Ведь, согласно исследованиям, высоких результатов в жизни достигают не те люди, у которых IQ высокий, а те, у кого высок эмоциональный интеллект, те, кто умеет выстраивать коммуникацию грамотно. Вот тот момент, на который важно сделать упор в школах, то есть обучать детей коммуникации. Конечно, это касается тех ребят, у которых агрессия – возрастной кризис. Но есть ведь и школьники с диагнозом, который родители не желают признавать. Тут необходимо назначать медико-социальную экспертизу и принимать более серьезные меры.
Это что касается работы с детьми, но педагогу важно работать со своей эмоциональной стороной. Нужно уметь контролировать эмоции и не поддаваться на провокации. Важно посещать комнаты психологической разгрузки, они есть во многих школах, но к ним некоторые педагоги относятся как-то скептически.
– Конечно, в таких ситуациях спрос прежде всего с того, кто старше, с учителя. Как ему предупредить такие случаи? Прежде всего зарабатывать авторитет. Ребята должны настолько уважать педагога, чтобы не позволять себе подобные выходки.
С другой стороны, мы понимаем, что есть подростковый период, когда ребенок, даже самый покладистый, порой восстает против устоев и авторитетов. И, по мнению ученых, психологов, существует значительное сходство между личностью подростка и криминальной личностью - вот настолько в этом возрасте меняется сознание человека. Поэтому очень сложно справляться с такой возрастной категорией. В этом возрасте важно учить детей эмоциональной грамотности, развивать эмоциональный интеллект – умение понимать, принимать, проживать и контролировать свои чувства. Ведь, согласно исследованиям, высоких результатов в жизни достигают не те люди, у которых IQ высокий, а те, у кого высок эмоциональный интеллект, те, кто умеет выстраивать коммуникацию грамотно. Вот тот момент, на который важно сделать упор в школах, то есть обучать детей коммуникации. Конечно, это касается тех ребят, у которых агрессия – возрастной кризис. Но есть ведь и школьники с диагнозом, который родители не желают признавать. Тут необходимо назначать медико-социальную экспертизу и принимать более серьезные меры.
Это что касается работы с детьми, но педагогу важно работать со своей эмоциональной стороной. Нужно уметь контролировать эмоции и не поддаваться на провокации. Важно посещать комнаты психологической разгрузки, они есть во многих школах, но к ним некоторые педагоги относятся как-то скептически.
И что делать?
Согласно нормам существующего законодательства педагоги не имеют права физически воздействовать на ученика. С этой стороны дети полностью защищены. Но защищен ли учитель? Нет, конечно, не от физического воздействия, хотя порой школьники применяют к педагогу силу, тут речь о другом. Нельзя не признать, что система образования за последние годы претерпела изменения. Да, сейчас снова пытаются вернуть уважение к благородной профессии учителя, который в идеале и старший товарищ, и наставник. Но было время, когда в школах заявляли, что педагог оказывает образовательную услугу и ни о чем другом речи не может идти. И вот выросло целое поколение, получившее именно услугу, а не воспитание, теперь передающее свое отношение к школе, к учителю, который воспринимается чуть ли не как обслуживающий персонал. Хорошо ли это? Однозначно плохо.И еще один немаловажный факт – меняется не только система образования, но и в целом наша жизнь. Если раньше и были конфликты в школе, то они обычно не выходили за ее порог, все проблемы регулировались внутри учебного заведения. Сейчас, когда в моде блогеры, которые с помощью гаджетов снимают видео, выкладывают его в интернет и зарабатывают на лайках миллионы рублей, а современные дети все как один мечтают быть на них похожими и с помощью скандального видео, отснятого в школе, надеются стать знаменитыми, контролировать этот процесс сложно.
Михаил С.:
– И в наше время были хулиганы, но учитель выставит в коридор, и всю спесь как рукой снимет. А если пригрозит к директору отвести или родителей вызвать, то даже самые хулиганистые берут себя в руки. А сейчас снимают все на телефон и учитель им не авторитет. Страшное время.Анна А.:
– А что хорошего раньше было? Наша классная любила линейкой по рукам треснуть по поводу и без. А кто давал ей право бить чужих детей?! Больше мы от этого ее любить не стали. Хорошо, что сейчас дети хоть как себя защитить могут.Артур В.:
– Надо запрещать телефоны в школах, и половина проблем будет решена. Снимать не смогут, на уроке будут учителя слушать, а не в интернете сидеть. А надо позвонить родителям – всегда есть кнопочная звонилка.Таисия Л.:
– Ребята, о чем вы? Ладно, поскандалили, сняли видео, но в итоге никто не пострадал. А ведь бывают и дети неадекватные, которым требуется помощь специалистов, и педагоги неуравновешенные. И тут надо не разбираться, кто чего снял на телефон, а остальной класс спасать. А у нас - то работать некому, то дитятко у родителей идеальное, а его не ценят.
К сожалению, ситуация в школах сегодня такова, что говорить о проблемах уже нет времени. Пришла пора для кардинальных решений. Да, многие учителя и директора признают, что нужно принимать строгие меры в плане запрета (и при том не на уровне рекомендации, а на законодательном) использования видео- и фотоаппаратуры в стенах учебного заведения. И ответственность за распространение отснятого материала в интернете должна быть серьезной. В некоторых школах пытаются урегулировать проблему своими силами, рекомендуя убирать телефон на уроке в сумку, но если копнуть глубже, то сделать это на законном основании не имеют права, потому что рекомендация — не закон. А чиновники до сих пор не желают брать на себя ответственность за непопулярную меру, и в итоге все перекладывается на школу, где учителя тоже особо не горят желанием (и их можно понять) отвечать за чужую, подчас очень дорогостоящую технику.
Это же касается и определения меры ответственности для учащихся за некорректное поведение в школе как по отношению к сверстникам, так и к педагогам, и для родителей - за недобросовестное воспитание, и для учителей - за неумение выстраивать диалог с классом. А пока мы топчемся на месте, потому что старая система разрушена, а новая, по сути, так и не создана. Так не пора ли государевым людям перейти от слов к делу? Иначе школа скоро превратится не в храм знаний, а в поле битвы.
Это же касается и определения меры ответственности для учащихся за некорректное поведение в школе как по отношению к сверстникам, так и к педагогам, и для родителей - за недобросовестное воспитание, и для учителей - за неумение выстраивать диалог с классом. А пока мы топчемся на месте, потому что старая система разрушена, а новая, по сути, так и не создана. Так не пора ли государевым людям перейти от слов к делу? Иначе школа скоро превратится не в храм знаний, а в поле битвы.
Рисунок: Виктор АРТЕМЬЕВ.