Надо не забывать, что семилетний возраст сопровождается кризисом. До этого было дошкольное детство, ребенок находился в домашней среде, преобладающая деятельность – игровая. Школа – это уже взрослая среда. Ребенок понимает, что ему надо нести за себя ответственность. Это серьезное испытание, здесь очень нужна поддержка родителей.
Каникулы особого режима
– Ольга Николаевна, есть родители, которые переживают, что этим летом из-за ограничений в связи с пандемией коронавирусной инфекции дети не смогли нормально отдохнуть. Привычные лагеря и площадки практически не работали, поездка к морю – настоящий квест. Вот и приходилось ребятам, пока родители на работе, сидеть на диванах с гаджетами или гулять по торговым центрам.
– Вопрос, как организовать досуг ребенка, был актуален всегда. Но особенно остро для многих пап и мам он встал, когда был введен режим ограничений. Конечно, эти летние каникулы не похожи на другие. Однако говорить, что все возможности для детского отдыха свелись к гаджетам, несправедливо. На самом деле развлечений предостаточно, было бы желание их найти – открыты парки, музеи, в Калужском бору, например, уже который год работает прокат велосипедов – найдите время для совместной прогулки в этом чудесном месте! Также в нашем Музее космонавтики много новых программ, даже онлайн.– Недавно побывала в национальном парке «Угра». Там хорошие познавательные маршруты пешие и велосипедные, которые будут интересны и детям, и взрослым.
– Даже пойти вечером прогуляться, посмотреть августовское суперлуние уже интересно. Совместные прогулки объединяют детей и родителей. Из таких мелочей и строится досуг, такое запоминается ребенку надолго. Это, как в известном изречении, счастье в мелочах! Мы любим сетовать, что все закрыто, а на самом же деле – было бы желание провести время с ребенком, заинтересовать, предложить вариант досуга. Понятно, что папы и мамы работают, устают, но не стоит отнекиваться: «Сам куда-нибудь сходи, займись чем-нибудь, погуляй». Зачастую мы не хотим организовывать отдых детей и свой собственный. Значительно проще просидеть дома перед телевизором или телефоном. А на самом деле очень много доступных вещей!– Есть другая категория родителей. Они беспокоятся, что дети на удаленке не все выучили, книги из списка на лето не прочитаны… Нужно ли занимать учебой последние дни каникул?
– Конечно, обучение строится на повторении. Рекомендуется родителям на каникулах повторять с детьми школьный материал. Особенно это касается младших школьников, поскольку навыки у них не настолько отточены. Сейчас для начальной школы выпускается много тетрадей для повторения пройденного материла в игровой форме. Они есть в свободном доступе. 2-3 раза в неделю можно по ним заниматься. Также желательно повторить материал и ребятам постарше. Однако не будет большой проблемы, если дать ребенку отдохнуть до конца августа. Значительно лучше, если ваш ребенок придет в школу хорошо отдохнувшим и эмоционально, и физически. В любом случае школьное обучение начинается с повторений пройденных тем. Учителя и психологи единодушны – первые две недели ребенку необходимы, чтобы «вспомнить всё!», опять войти в школьный режим, освежить то, что за летние каникулы затерялось в лабиринтах памяти.Куклы в ранце
– С особенным чувством ждут 1 сентября родители первоклассников. Как, с психологической точки зрения, определить готовность ребенка к школе?
– Готовность к школьному обучению, как правило, оценивается в комплексе. Это и интеллектуальная, и психологическая, и физическая, и мотивационная, и социальная, а также другие виды готовности ребенка к школе. Говоря о возрасте, специалисты сходятся во мнении, что оптимальный возраст готовности к школьному обучению – семь лет. Здесь важно понимать, что готовность учиться в школе не определяется одними лишь умениями читать и писать! Здесь и возможность концентрировать внимание, запоминать учебный материал, умение определенное время усидеть на месте не отвлекаясь, а также появление самой познавательной мотивации. Все это залог успешного обучения. Психологическая же готовность ребенка определяется прежде всего тем фактом, что игра постепенно перестает быть основной формой деятельности ребенка. К семилетнему возрасту игрушки уходят на второй план, на первом – познавательная деятельность. Ребенку интересно общаться, получать новые знания. Ребенок стремится больше узнать интересного – увеличивается его познавательная активность. Он может контролировать свое поведение, становится более самостоятельным и способен взаимодействовать со взрослыми помимо своих родителей. С возрастом ребенок становится более социальным.Когда для мальчика или девочки игрушки важнее, психологическая готовность к обучению в школе сформирована не в полной мере. Это можно определить невооруженным глазом: если ребенок в первый класс берет с собой игрушки, на переменах с ними играет, усаживает на парту – малыш только на стадии формирования готовности к обучению. Отчасти это зависит от зрелости мозговых структур, отчасти – от ситуации в семье.
Очень важно понимать, как у ребенка развита мелкая моторика рук – он должен правильно держать ручку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Первокласснику необходимо уметь ориентировался во времени и пространстве, владеть навыками самообслуживания: одеться, собрать портфель, накрыть на стол и т.д.
Тестов для того, чтобы оценить интеллектуальную готовность, существует масса. Случается, что дети путаются в дате своего рождения, не могут определить, где правая, а где левая сторона, затрудняются находить сходство и различие предметов. На эти моменты тоже требуется обращать внимание.
Еще одна необходимая составляющая – мотивационная готовность. Она тоже зависит от психологической зрелости ребенка, а также формируется в процессе воспитания. Если ребенок хочет в школу, чтобы носить форму, красивый ранец, с точки зрения психолога, он еще недостаточно готов. Хотя эти атрибуты тоже важны. Будущий первоклассник должен хотеть учиться, узнать что-то новое, в будущем получить профессию.
Состояние здоровья тоже важно. Отдельно отмечу логопедическую готовность. Думаю, все родители понимают, что сформированная речь обеспечивает нормальное обучение. Если, например, ребенок не выговаривает буквы, звуки, то и писать будет с ошибками.
Хочу сделать ремарку – дети растут и развиваются по-разному, но в начальных классах все более или менее психологически выравниваются. Если есть небольшое отставание – это некритично. Стоит чуть больше помочь ребенку в освоении школьной программы.
Фото из открытых источников.