В обнинском лицее «Держава», столкнувшемся в этом году с большим наплывом детей мигрантов, организован мониторинг их обучения и социальной адаптации. Об этом мы рассказывали в нескольких номерах «КГВ» примерно месяц назад. Сегодня продолжаем тему.
Знакомство с новой методикой
Обучение детей-инофонов, с которым многие учителя столкнулись впервые, конечно, требует своей специфики, и педагогам необходимо повышать свою квалификацию. В связи с этим в лицее «Держава» прошел методический семинар, который провели эксперты и специалисты образовательной программы «Одинаково разные». В нем приняли участие учителя из школ Обнинска, Балабанова и Калуги. В качестве гостя был приглашен председатель регионального отделения ООО «Ассамблея народов России», член Общественной палаты области Стефан Генич. Занятия проводились по двум направлениям: преподавание русского языка как иностранного и социальная адаптация детей, для которых русский язык не родной. Учителей знакомили с новыми методиками, в ходе общения педагоги делились своими трудностями и успехами.Сложнее всего - в среднем звене
В калужской средней школе № 29 учатся 720 человек, из них около 50 детей, для которых русский язык не родной. Это дети мигрантов, уже получивших российское гражданство, и дети иностранцев, приехавших в Россию совсем недавно. В основном выходцы из стран Средней Азии. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 29 Анна Ильюхина отметила, что сложнее всего адаптироваться детям-мигрантам в среднем звене. Допустим, ребенок по возрасту должен учиться в восьмом классе. Учителя проводят диагностику и понимают, что программу восьмого класса этому ученику будет освоить очень тяжело, в первую очередь это касается изучения русского языка. А если с русским языком плохо, то, естественно, и знания по другим предметам школьник не получит. Такой ребенок переводится на класс ниже, где он будет чувствовать себя уверенней и легче адаптируется.Второй год в программе «Одинаково разные» участвует средняя школа № 12 наукограда. Здесь учатся около 1000 учеников, из них примерно треть детей мигрантов. Всего за три-четыре года их количество в школе увеличилось в несколько раз. Об этом говорит школьный педагог-психолог Любовь Ищенко. По ее словам, работая с такими школьниками, учителя, конечно же, сталкиваются с большими трудностями. Усложняет работу и то, что все дети приходят в школу с разным уровнем владения русским языком. Кто-то его знает довольно неплохо, а есть дети, у которых уровень практически нулевой, таких учеников необходимо объединять в группы и усиленно с ними заниматься по всем направлениям.
Не подключить ли сельские школы?
Общаясь с учителями, понимаешь, что образовательная программа «Одинаково разные» важна для учителей, но в ней, к сожалению, участвует очень мало школ. И все они - крупные городские. А проблема гораздо шире. Бывая в командировках, мы видим, что вопрос обучения и социальной адаптации детей-мигрантов, приток которых постоянно растет, становится все более актуальным и для школ, расположенных в малонаселенных районах. Думается, пришла пора профильному ведомству обратить внимание и на школы в глубинке.Председатель регионального отделения ООО «Ассамблея народов России», член Общественной палаты области Стефан Генич:
Тут текст- Прошло полтора месяца после начала проекта по мониторингу обучения и адаптации детей мигрантов в обнинском лицее «Держава». Замечательно, что на базе лицея прошел семинар по программе «Одинаково разные». Дело в том, что в основном учебники и методические пособия, которые используют учителя, разрабатываются специалистами этой программы. Учителя из разных школ поделились опытом своей работы с детьми мигрантов по их интеграции в российское общество. Для нас это важно, и по итогам учебного года мы бы хотели увидеть результаты проделанной работы. Мы очень надеемся на то, что накопленный опыт поможет в решении многих вопросов, связанных с обучением и адаптацией детей, для которых русский язык не родной.
Педагог-психолог средней школы № 12 г. Обнинска Любовь Ищенко:
- За год участия в проекте «Одинаково разные» у нас в школе улучшились результаты в обучении детей-инофонов. Увеличился средний балл, многие ребята стали учиться лучше, есть и те, кто получает пятерки по разным предметам. Выросла и культура общения в школьных коллективах. И это во многом благодаря тому, что стало значительно больше взаимопонимания между учителями и родителями. Если раньше, действительно, у последних был какой-то страх перед школой, они сторонились учителей, то сейчас этого практически нет. Родители знают, что они всегда могут прийти к нам за поддержкой, и помощь будет оказана.
Заместитель директора средней школы № 29 г. Калуги Анна Ильюхина:
- Семинар, который проводят эксперты программы «Одинаково разные», очень важен для нас. Учителя знакомятся с новыми методиками, с тем, как необходимо работать с детьми-инофонами, как их лучше адаптировать в школе и конкретном классе. На подобные встречи мы всегда едем с надеждой, что получим ценную информацию, узнаем, как помочь детям, для которых русский язык не родной.
НАША СПРАВКА
Проект «Одинаково разные» - часть региональной программы «Мы разные, мы вместе!», которая реализуется с сентября 2019 года министерством образования и науки области совместно с Калужским государственным институтом развития образования (КГИРО). В этом году в программе «Одинаково разные» участвуют 10 школ региона. Работа специалистов направлена на социальную адаптацию и интеграцию в образовательное пространство детей мигрантов и вынужденных переселенцев. Программа «Мы разные, мы вместе!» охватывает более 650 детей, для которых русский язык не родной.
ИД «Калужские губернские ведомости» оказывает информационную поддержку проекту мониторинга обучения и социальной адаптации детей мигрантов в обнинском лицее «Держава».
Проект «Одинаково разные» - часть региональной программы «Мы разные, мы вместе!», которая реализуется с сентября 2019 года министерством образования и науки области совместно с Калужским государственным институтом развития образования (КГИРО). В этом году в программе «Одинаково разные» участвуют 10 школ региона. Работа специалистов направлена на социальную адаптацию и интеграцию в образовательное пространство детей мигрантов и вынужденных переселенцев. Программа «Мы разные, мы вместе!» охватывает более 650 детей, для которых русский язык не родной.
ИД «Калужские губернские ведомости» оказывает информационную поддержку проекту мониторинга обучения и социальной адаптации детей мигрантов в обнинском лицее «Держава».