В начале июля в областном отделении Пенсионного фонда России было жарко. И не только в прямом смысле слова: на портал ПФР обрушилось огромное количество заявлений на выплату, положенную одиноким родителям. А затем – лавина звонков с вопросом: «Почему мне отказали?» Какие «подводные камни» мешают получить пособие и как это выяснить, рассказал управляющий областным отделением ПФР Даниил АГАНИЧЕВ.
Волшебный телефон
- Даниил Михайлович, чем вызвано такое количество телефонных звонков в ПФР?- Большинство людей предпочитают подавать заявления в первые же дни, так случилось и в этот раз. К 18 августа (день записи интервью - Н.Л.) граждане подали 13 800 заявлений на новые выплаты. Из них 7 700, то есть больше половины, было подано в первые десять дней, с 1 по 10 июля. В этот раз сайт выдержал такое количество обращений. Однако многие начинают звонить и узнавать судьбу своего заявления почти сразу после отправки. Ну а потом люди начали получать сообщение о том, что у них нет права на выплату, и звонить, чтобы узнать причину. Мы приняли решение запустить многоканальный телефон. Количество закрепленных за ним специалистов постоянно увеличивалось, сейчас на телефоне работают уже двадцать человек в Калуге и двадцать - в районных клиентских службах. Все специалисты обучены и имеют доступ к базе данных, в которой указана причина отказа, 90 % поступающих звонков сейчас касается именно этого вопроса.
- А почему эта причина сразу не указывалась в отказе?
- Такая функция не была предусмотрена на едином портале Госуслуг, который, кстати, регулярно совершенствуется и дорабатывается. Мы обратились с просьбой решить этот вопрос на федеральном уровне, сейчас он уже решен.
- Говорят, что сегодня дозвониться по единому номеру очень сложно, приходится долго ждать…
- После всех принятых нами мер время дозвона сократилось, ожидание может составлять до одной-двух минут. Следует понимать, что переключение с одного номера на другой осуществляет в определенном режиме компьютерная программа.
Плюс - минус
- Количество звонков диктуется количеством отказов в выплате. Почему так много отказов?- Мы понимаем, что мало кто из граждан читал само постановление. Через СМИ и другие источники многие могут быть непроинформированы, что входит в понятие «нуждаемость», поэтому некоторая часть населения этого не знала. Среднедушевой доход люди считали исходя из своих зарплат. А между тем в постановлении правительства указано множество нюансов, которые требуют проверки: это наличие у человека недвижимости, транспортных средств и все виды дохода, включая социальные и инвестиционные выплаты, доход от продаж и пр.
- Каковы наиболее частые причины отказа?
- Самая частая – превышение указанного в законе дохода. Реже встречается отказ из-за превышения количества транспортных средств, метража жилья или наличия нескольких квартир, домов, участков земли, но все-таки и это довольно распространенные причины.
- И как простому человеку в этом разобраться?
- Во-первых, для этого и создан единый телефон, телефон в WhatsApp и наши страницы в соцсетях, где также можно задать вопросы. Кроме того, по всем повторяющимся ситуациям, возникающим при оформлении пособий, мы формируем каталог «Вопрос – ответ». То есть часто задаваемые вопросы, касающиеся различных жизненных ситуаций, анализируются, собираются и вместе с ответами публикуются у нас на сайте.
Сегодня «нет», а завтра – «да»?
- Если люди получили отказ в получении выплаты, а потом в их жизни что-то изменилось, возможна ли повторная подача заявления?- Разумеется. Мы же понимаем, например, что у многих имеющийся в наличии старый автомобиль, который посчитали как второе ТС, просто не снят с учета или продан «по доверенности». Все это можно изменить: снять с учета, переоформить документы о купле-продаже. Если остальные условия соблюдены, вы будете признаны нуждающимся. Думаю, многих это сподвигнет навести порядок в делах.
- Обращений от тех, у кого отказ по причине «нулевого дохода», тоже много?
- Нет, таких обращений мало. Но и в этом случае у человека может измениться ситуация: например, завтра он устроится на работу, и, если доход семьи будет все-таки ниже прожиточного минимума в регионе, через полгода он сможет подать заявление на пособие. Может быть, и обратная ситуация: человек потерял работу, доход семьи снизился - можно претендовать на пособие. Правда, при условии, что вы стоите на учете на бирже труда.
- В будущем, когда количество звонков уменьшится, единый телефон будет доступен для консультирования?
- Однозначно да. Количество звонков по новым выплатам уже сейчас значительно сократилось, но, как вы видите, Пенсионному фонду доверяется все большее количество выплат, которыми мы раньше не занимались.
Следует учитывать тот факт, что и наши сотрудники многое делают впервые. Например, сейчас нам впервые приходится проверять нуждаемость, на данный момент это самая сложная задача. Все данные мы получаем в рамках межведомственного взаимодействия: от налоговых органов, ЗАГСа, МВД и др., которые тоже не ожидали такого количества запросов. Это взаимодействие, осуществляемое к тому же в электронном виде, требуется еще наладить. Зато людям не приходится бегать за справками, собирать документы, что-то доказывать. Думаю, это основная задача цифровизации: максимально упростить порядок подачи заявлений, сократить время рассмотрения и сделать всю процедуру максимально прозрачной.
По вопросам ежемесячных выплат для одиноких родителей на детей от 8 до 16 лет и беременных, вставших на учет в ранние сроки, запущен единый многоканальный номер: 8-800-600-05-96.
Телефоны горячих линий также указаны на региональной странице сайта ПФР в разделе «Контакты региона» и в срочных новостях.
Получить консультации можно и на страницах Калужского отделения ПФР в социальных сетях или отправив вопрос на WhatsApp по номерам 8-920-874-10-21, 89208708688, а также позвонив по телефону 89208740864.
Телефоны горячих линий также указаны на региональной странице сайта ПФР в разделе «Контакты региона» и в срочных новостях.
Получить консультации можно и на страницах Калужского отделения ПФР в социальных сетях или отправив вопрос на WhatsApp по номерам 8-920-874-10-21, 89208708688, а также позвонив по телефону 89208740864.
Фото предоставлено ОПФР по Калужской области.