Не зубрёжка, а понимание

Михаил БОНДАРЕВ
09.04.2020 07:00
О главных проблемах преподавания истории в школе.

    В последнее время в нашей стране вопросы исторического образования, исторической памяти вызывают повышенное общественное внимание, становятся темой для широких дискуссий. Поэтому большое значение на уровне государства придается вопросам изучения истории в школе, качества преподавания этого важного предмета, подготовки будущих учителей. Мы уже неоднократно затрагивали эти проблемы на страницах «КГВ», сегодня снова возвращаемся к ним.

   Когда будет разгрузка?

    Учителей и методистов сегодня прежде всего волнуют вопросы, связанные с перегрузкой содержания школьного курса истории. Дело в том, что на всех уровнях постоянно слышатся призывы к усилению воспитательной составляющей курса истории, но это сложно сделать. Почему? В основном из-за того, что учителя в учебном плане очень много времени уделяют именно содержательной стороне школьного курса. Количество фактов, которые школьник должен запомнить, например, по истории России, просто зашкаливает! Такой огромный объем фактического материала не в состоянии усвоить не то что ребенок - взрослый человек. В связи с этим в настоящее время начата разработка нового варианта историко-культурного стандарта (ИКС). В том числе будет разработан ИКС, относящийся к изучения курса всеобщей истории, истории зарубежных стран. Специалисты настаивают на варианте, который в большей степени нацелен не на усвоение школьниками деталей событий, а на рассмотрение, понимание роли различных факторов в тех или иных исторических процессах.

    Об этом, в частности, шла речь на недавнем координационном совете по духовно-нравственному воспитанию молодежи, где говорилось о качестве исторического образования в школах. Обсуждались проблемы и нововведения, ближайшие перспективы.

22.jpg
    Историю (один из самых сложных экзаменов по выбору) на ЕГЭ сдает примерно каждый пятый выпускник. Средний балл остается стабильным, за последние годы незначительно вырос до 56. Количество выпускников, набравших 100 баллов, увеличилось до шести человек. Выросло и число выпускников с высокими баллами. Так, в 2019 году от 81 до 99 баллов по истории набрали 93 участника ЕГЭ. Количество не преодолевших минимальный порог в прошлом году составило 59 человек.

   Краеведение

    Нескольких лет в нашей области работают над тем, чтобы создать региональный историко-культурный стандарт. Эта попытка, к сожалению, не увенчалась успехом, и в профильном региональном ведомстве пошли по другому пути. Специалисты уже практически полностью подготовили учебное пособие по истории Калужского края. После завершения составления пособия будет обсуждение его содержания, затем перейдут к апробации на базе нескольких школ. Кроме того, ведется активная работа с федеральной ассоциацией учителей истории и обществознания для получения гранта на издание этого учебного пособия по краеведению. Необходимо сказать, что в новом пособии будет много фактов и разделов, посвященных духовной истории Калужской земли, важнейшим историческим вехам, в том числе - событиям Великой Отечественной войны.

    В школах региона работают 457 учителей истории: 
  • 41 % из них имеют высшую категорию, 
  • 38 % - первую, 
  • 15 % - соответствуют занимаемой должности. 
    Все учителя имеют высшее образование, полученное в основном в КГУ им. К.Э. Циолковского. Все школы обеспечены учителями истории - вакансий нет. Один раз в три года учителя истории проходят повышение квалификации. В 2018-2020 годах 366 педагогов области обучились по программе «Актуальные вопросы обучения истории и обществознания». 

   Разрушить стереотипы

    Наиболее сложными для учеников на протяжении последних трех лет являются те задания, в которых необходимо продемонстрировать умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Эти задания в среднем выполняют только 30 процентов участников ЕГЭ по истории. По мнению специалистов, главная причина здесь прежде всего в неумении выпускников рассматривать с разных сторон то или иное историческое явление. Другим сложным заданием является написание исторического сочинения. Его на экзамене, как это ни печально, выполняет в среднем не более 40 процентов выпускников.

   Советы молодым учителям

    Говорилось и о трудностях начинающих учителей, связанных именно с преподаванием. На что в первую очередь нужно обратить внимание молодым специалистам? Опытные наставники призывают молодых учителей постоянно поддерживать активность детей на каждом уроке, поощрять любое проявление интереса к предмету, не скупиться на похвалы. Перед учениками нужно ставить проблемные вопросы, заставляющие их думать, иметь собственное мнение по тому или иному вопросу, а не копировать рассказ учителя или зазубривать отрывки из учебника. Большое внимание нужно уделять работе с картами и у доски и по учебникам. Нельзя забывать сравнивать исторические карты с географическими, контурными, надо учить вовремя находить на карте необходимые государства и города. Важно научить старшеклассников работать с историческими документами как в учебнике, так и в отдельных экземплярах, объяснять важность изучения первоисточников для объективного исследования исторических процессов.

берговская.jpg
    Директор института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского Ирина Берговская:

    - Принципы, на которых строится содержание исторического образования в вузе, едины. В основе, конечно же, лежат базовые общечеловеческие и национальные ценности. Акцент делается на формировании гражданской идентичности, на воспитании гражданина России. Особое внимание уделяется историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на облик современной России и современного мира. У студентов формируется представление о роли личности в истории, они учатся анализировать роль личностного фактора и выявлять ее на основе исторических источников. Важный момент в обучении - сравнение исторических процессов, происходивших в различных странах и регионах. Преподаватели ориентируют студентов на самостоятельный поиск ответов на сложные и важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика