Под лежачий камень вода не течёт
Чтобы помочь нуждающимся родителям, в регионе пошли по пути создания специальных консультативных центров (пунктов). Они работают на базе детских садов, общеобразовательных школ и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Идея концепции – как можно раньше начать оказывать помощь родителям детей в возрасте до семи лет. Все это делается в рамках национального проекта «Образования» и регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Один из главных участников проекта – Калужский государственный институт развития образования (КГИРО).Цель консультативных пунктов – просвещение родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. В этих пунктах работают учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, воспитатели, методисты. Одна из задач – сформировать у родителей понимание того, что если им нужна помощь – не надо сидеть дома, надеяться, что проблемы сами по себе утрясутся, исчезнут. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Родители должны быть более активными и понимать – чем раньше проблема будет обнаружена, тем легче ее решить. Согласитесь, лучше прийти к профессионалам-практикам, чем вылавливать и неоднократно перепроверять информацию, найденную в интернете, или надеяться, что «поможет бабушка».
Елена Калитько, начальник центра психологического сопровождения образовательной деятельности КГИРО:
– Родители также обращаются за помощью, чтобы выбрать ребенку вектор дополнительного образования. Специалисты дают аргументированный совет, в каком направлении ребенок может лучше раскрыть свои способности. В центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи проводятся консультации по профессиональной ориентации подростков. Проект, конечно же, охватывает и детей школьного возраста. Старшеклассникам и их родителям рассказывают о том, какие направления подготовки наиболее востребованы и перспективны в регионе, в каких образовательных организациях можно получить ту или иную специальность. Это касается как высшего, так и среднего профессионального образования.
Светлана С., мама трехлетней дочери:
– Очень хорошо, что в регионе созданы и создаются пункты ранней помощи молодым родителям. В один из них обращались мои знакомые, я тоже приходила за консультацией. У дочки были некоторые проблемы с развитием. Специалисты помогли, подобрали методику и пособия, теперь я знаю, что нужно делать, как заниматься с ребенком.
Устранить дефекты речи
Какие же проблемы больше всего волнуют родителей? С какими вопросами они обращаются к специалистам? По словам начальника центра психологического сопровождения образовательной деятельности КГИРО Елены Калитько, родителей в большей степени волнуют проблемы речевого развития детей. Количество детей с различными нарушениями речи неудержимо растет. Дети поздно начинают говорить, у многих – дефекты речи. Они плохо формулируют мысль, у них низкий словарный запас. Многие родители, к сожалению, начинают бить тревогу лишь тогда, когда ребенку исполняется 5-6 лет, практически перед школой. Безусловно, по этой проблеме к специалистам желательно обращаться раньше, тогда легче будет исправить речь ребенка.Смартфон ребёнку не друг
Еще один злободневный вопрос: можно ли приучать детей с раннего возраста к мобильным телефонам. К сожалению, многие родители руководствуются принципом – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Играет ребенок двух-трех лет со смартфоном – и пусть играет. Но правильно ли это? Конечно же, нет. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте не рекомендуется давать детям мобильные телефоны. Доказано, что в первую очередь происходит нарушение интеллектуального и речевого развития, у детей плохо развивается память, воображение. Из-за непонимания или равнодушия родителей затем возникает другая, более сложная, проблема – как отучить ребенка от смартфона. А это уже сделать бывает гораздо сложнее и болезненнее. Нарушается психика ребенка, меняется его поведение.Нехватка учителей-логопедов
Открытие в районах консультационных пунктов для родителей, вне сомнения, дело благое. Но не всегда, как показывает практика, можно найти квалифицированных специалистов. Если за два последних года в регионе штат педагогов-психологов увеличился примерно на 30 процентов, то учителей-логопедов, учителей-дефектологов по-прежнему не хватает. А количество детей, которые нуждаются в дефектологической помощи, как мы уже говорили, в районах растет. И чтобы как-то выйти из ситуации, в муниципалитетах вынуждены идти по пути переподготовки школьных учителей, воспитателей.В связи с этим напрашивается вывод. Чтобы в ближайшие годы эффективно решать задачи проекта «Поддержка семей, имеющих детей», нужно пристальнее обратить внимание на проблему с кадрами.
За год количество предоставленных услуг выросло в 3,5 раза.
Фото: Михаил БОНДАРЕВ.