Не ждать у моря погоды

Михаил БОНДАРЕВ
27.09.2019 14:50
Родители стали чаще обращаться за помощью к психологам и логопедам.

    Реалии таковы, что в стране и в регионе не уменьшается, к сожалению, число неполных семей, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Многие родители по различным причинам уделяют воспитанию детей очень мало времени, не замечают или приуменьшают проблемы, которые касаются задержки или нарушения развития ребенка.

   Под лежачий камень вода не течёт

    Чтобы помочь нуждающимся родителям, в регионе пошли по пути создания специальных консультативных центров (пунктов). Они работают на базе детских садов, общеобразовательных школ и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Идея концепции – как можно раньше начать оказывать помощь родителям детей в возрасте до семи лет. Все это делается в рамках национального проекта «Образования» и регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Один из главных участников проекта – Калужский государственный институт развития образования (КГИРО).

    Цель консультативных пунктов – просвещение родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. В этих пунктах работают учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, воспитатели, методисты. Одна из задач – сформировать у родителей понимание того, что если им нужна помощь – не надо сидеть дома, надеяться, что проблемы сами по себе утрясутся, исчезнут. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Родители должны быть более активными и понимать – чем раньше проблема будет обнаружена, тем легче ее решить. Согласитесь, лучше прийти к профессионалам-практикам, чем вылавливать и неоднократно перепроверять информацию, найденную в интернете, или надеяться, что «поможет бабушка».

    Елена Калитько, начальник центра психологического сопровождения образовательной деятельности КГИРО:

    – Родители также обращаются за помощью, чтобы выбрать ребенку вектор дополнительного образования. Специалисты дают аргументированный совет, в каком направлении ребенок может лучше раскрыть свои способности. В центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи проводятся консультации по профессиональной ориентации подростков. Проект, конечно же, охватывает и детей школьного возраста. Старшеклассникам и их родителям рассказывают о том, какие направления подготовки наиболее востребованы и перспективны в регионе, в каких образовательных организациях можно получить ту или иную специальность. Это касается как высшего, так и среднего профессионального образования.

    Светлана С., мама трехлетней дочери:

    – Очень хорошо, что в регионе созданы и создаются пункты ранней помощи молодым родителям. В один из них обращались мои знакомые, я тоже приходила за консультацией. У дочки были некоторые проблемы с развитием. Специалисты помогли, подобрали методику и пособия, теперь я знаю, что нужно делать, как заниматься с ребенком.

   Устранить дефекты речи

    Какие же проблемы больше всего волнуют родителей? С какими вопросами они обращаются к специалистам? По словам начальника центра психологического сопровождения образовательной деятельности КГИРО Елены Калитько, родителей в большей степени волнуют проблемы речевого развития детей. Количество детей с различными нарушениями речи неудержимо растет. Дети поздно начинают говорить, у многих – дефекты речи. Они плохо формулируют мысль, у них низкий словарный запас. Многие родители, к сожалению, начинают бить тревогу лишь тогда, когда ребенку исполняется 5-6 лет, практически перед школой. Безусловно, по этой проблеме к специалистам желательно обращаться раньше, тогда легче будет исправить речь ребенка.

   Смартфон ребёнку не друг

    Еще один злободневный вопрос: можно ли приучать детей с раннего возраста к мобильным телефонам. К сожалению, многие родители руководствуются принципом – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Играет ребенок двух-трех лет со смартфоном – и пусть играет. Но правильно ли это? Конечно же, нет. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте не рекомендуется давать детям мобильные телефоны. Доказано, что в первую очередь происходит нарушение интеллектуального и речевого развития, у детей плохо развивается память, воображение. Из-за непонимания или равнодушия родителей затем возникает другая, более сложная, проблема – как отучить ребенка от смартфона. А это уже сделать бывает гораздо сложнее и болезненнее. Нарушается психика ребенка, меняется его поведение.

   Нехватка учителей-логопедов

    Открытие в районах консультационных пунктов для родителей, вне сомнения, дело благое. Но не всегда, как показывает практика, можно найти квалифицированных специалистов. Если за два последних года в регионе штат педагогов-психологов увеличился примерно на 30 процентов, то учителей-логопедов, учителей-дефектологов по-прежнему не хватает. А количество детей, которые нуждаются в дефектологической помощи, как мы уже говорили, в районах растет. И чтобы как-то выйти из ситуации, в муниципалитетах вынуждены идти по пути переподготовки школьных учителей, воспитателей.

    В связи с этим напрашивается вывод. Чтобы в ближайшие годы эффективно решать задачи проекта «Поддержка семей, имеющих детей», нужно пристальнее обратить внимание на проблему с кадрами.

    В прошлом учебном году различные консультации получили 3 175 родителей (законных представителей) в очном режиме и 113 в дистанционной форме.

    За год количество предоставленных услуг выросло в 3,5 раза.

Фото: Михаил БОНДАРЕВ.

Важно

Сегодня в стране практически 75 % детей дошкольного возраста имеют различные нарушения речевого развития

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика