Не идёт на ура физкультура?

Светлана МАЛЯВСКАЯ
30.04.2021 10:45
Как помочь ребёнку полюбить самый активный предмет.

Спортивную форму в угол, справку об освобождении от уроков физкультуры в портфель и - на скамейку «уклонистов». Такое желание, увы, посещает школьников. Хотя предмет жизненно необходимый. Сегодня у многих детей и подростков движение в дефиците. Бабушки и дедушки в этом возрасте гоняли в футбол и «казаки-разбойники», внуки «залипают» в гаджетах и на уроки физкультуры с радостью бегут не все.
Психологические аспекты проблемы мы обсуждаем с Ольгой Дувалиной, кандидатом психологических наук, доцентом КГУ им. К.Э. Циолковского.

Упрямый «козёл»

- Ольга Николаевна, в чем, с точки зрения психолога, кроются причины нелюбви к физкультуре?

- Позитивное или негативное отношение к занятиям физической культурой формируется в начальной школе, как, впрочем, и базовое отношение к школьному обучению. Здесь очень важно не упустить момент, когда у ребенка появляется неприятие посещения данного урока. Причин может быть великое множество: начиная от отсутствия интереса к спорту, нежелания носить спортивную форму на уроки, переодеваться и заканчивая более глубокими причинами - отсутствие взаимопонимания с учителем, его завышенные требования и игнорирование явной проблемной ситуации. Также насмешки одноклассников являются важным фактором непринятия уроков физкультуры, особенно когда ребенок имеет избыточную массу тела или просто физически слаб и у него далеко не все получается.

- Возраст ребенка налагает отпечаток?

- Конечно. Для младших школьников актуальны две основные проблемы: отсутствие общего языка с учителем и насмешки, а иногда - высмеивание одноклассников. Когда над тобой смеются из-за неудач, естественно, желание посещать уроки пропадает.

В подростковом возрасте все несколько меняется. Авторитетами становятся друзья, именно их мнение приобретает особый смысл. Дети несовершенны, именно в этом возрасте появляется недовольство своей внешностью. Представьте, как одноклассники могут отреагировать, если у полноватых девочки или мальчика не получается прыжок через «козла» или другое упражнение. Сыплются прозвища, издевки. Основные проблемы подростков, не желающих ходить на физкультуру, - недовольство своей внешностью, ребята стесняются своего тела, своей неловкости.

Роль учителя

- Как помочь? Что могут сделать родители?

- Папам и мамам надо помнить: именно семейные ценностные ориентации являются для ребенка заделом любви к спортивным занятиям в школе. Вспомните, когда вы с ребенком проводили время вместе в активном отдыхе? Например, катались на велосипедах или гуляли в бору?

Для младших школьников второй значимый взрослый - это первый учитель. В основном все конфликты, которые происходят в этом возрасте, учителя способны урегулировать самостоятельно. Учитель должен обращать повышенное внимание на детей, у которых что-то не получается на занятиях.

Чтобы разобраться с более глубокими причинами нежелания ребенка посещать занятия, родители должны в первую очередь побеседовать с учителем, узнать его профессиональный взгляд. Именно он может урегулировать большинство недоразумений. И при правильной структуре урока - авторитетной, но вместе с тем нежесткой требовательности учителя, при его умении разрешить конфликты учеников, прекратить насмешки, найти подход к каждому ребенку, заинтересовать детей на уроке - вопросы решаемы.

- Подростку все равно бывает трудно принять свое тело со всеми его реальными и надуманными недостатками.

- Как метод психологической коррекции здесь рекомендуется использовать разъяснительные беседы. Дети должны понять, что все люди разные и это абсолютно нормально. Не каждый взрослый может пробежать марафон, хорошо плавать, кататься на велосипеде. Ведь и взрослые часто не обладают желаемой фигурой. Такое сравнение помогает.

Учитель физкультуры в этом возрасте тоже играет огромную роль. Он может стать другом для подростка, помочь ему, позаниматься дополнительно. Бывает, дети в силу возраста, характера сами обратиться к учителю стесняются. Но если он видит, что есть реальная проблема, то может помочь. Только, к сожалению, далеко не каждый педагог настолько эмпатичен. Часто мы можем не замечать проблему, не видеть ее, думая, что ситуация разрешится сама собой.

Мальчикам - футбол, девочкам - ритмику?

- Есть школы, где пошли на то, чтобы проводить занятия по физической культуре для мальчиков и девочек отдельно. Родители говорят, дети активнее посещают уроки. Как вы относитесь к подобной практике?

- С моей точки зрения, разделение уроков физкультуры по полоролевой идентификации было бы идеальным. Такая практика используется у нас в университете. Физкультура - обязательный предмет до 4-го курса. Девушки и юноши занимаются отдельно. Студенты могут выбирать любое из нескольких предложенных направлений и решить, какие занятия будут посещать. Через год направление можно изменить, расписание по физической культуре, как правило, проставлено удобно, чаще всего это последние пары.

- Многие школьники об этом могут только мечтать. Есть предложение перевести физическую культуру в школе на уровень секций.

- Рациональное зерно в этом есть. В советское время дети, которые посещали спортивные секции, приносили в школу справки, и им разрешалось иногда пропускать уроки физкультуры.

Понятно, что после физкультуры сложно сосредоточиться на серьезных предметах. В большинстве школ проблему понимают - стараются ставить активные занятия в конце учебного дня. Это должна регулировать школьная администрация. Но здесь много сложностей.

- Может быть, если у ребенка с физкультурой в школе не складывается, стоит отдать его в спортивную секцию, где он бы мог себя проявить?

- Сами по себе занятия в спортивной секции - хорошая и полезная вещь, но… Это не решает ситуацию неуспеха в данном школьном классе, с данным учителем. Ребенок должен достигнуть успеха именно в этом школьном коллективе, найти продуктивное взаимодействие с учителем, чтобы с удовольствием посещать уроки физкультуры. И часто без помощи родителей здесь не обойтись. Именно они, видя проблемную ситуацию, могут поспособствовать ее разрешению.

Фото из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика