Так ли это на самом деле? В чём суть нового проекта и как он будет реализован? Что он даст школе, детям и учителям? Как связан проект с дистанционным обучением? На эти и другие вопросы ответил в социальной сети «ВКонтакте» министр образования и науки Александр Аникеев.
Государственная платформа
21 июля опубликован Указ президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одной из национальных целей развития страны в нём определена цифровая трансформация, в том числе и в сфере образования. Новый проект, по словам Александра Аникеева, даст ответы на вопросы: какой должна быть оптимальная образовательная среда в школе (оборудование, интернет), а также ресурсы обучения (уровень подготовки учителей, платформы). Школа должна давать детям современное образование в цифровую эпоху и возможность в будущем получить достойную профессию. Для этих целей и разрабатывается государственная цифровая платформа, которую планируют применять сначала в 14 регионах. Если она будет успешно работать и поможет учителям и детям, то её внедрят и в другие регионы страны. Если появятся недостатки, то эту платформу доработают.Равный доступ к источникам знаний
Новая образовательная платформа находится в начальной стадии разработки. Когда она будет готова, то родители смогут не только загружать грамоты и дипломы детей в цифровое портфолио. Дети смогут оплачивать школьное питание в столовой по банковской карте, смотреть лучшие видеоуроки своих учителей и пользоваться электронным журналом и дневником. Школьники с ограниченными возможностями здоровья смогут учиться дистанционно, если они не посещают школу. Учителя получат возможность сочетать офлайн- и онлайн-обучение. Расширятся возможности для дополнительного образования детей, которые смогут получать его в дистанционной форме и онлайн-формате. Школьники смогут бесплатно получать равный доступ к разнообразным источникам знаний, современные навыки работы с информационными ресурсами.Не надо доходить до абсурда!
Ходят разговоры, будто эксперимент сводится к отмене уроков музыки, изобразительного искусства, физкультуры. Как считает Александр Аникеев, это заблуждение или сознательная попытка дезинформировать людей. Все учебные предметы будут преподаваться с применением традиционных методик, просто в обучении появится возможность качественно использовать цифровые ресурсы. Музыка, изо и физкультура - тоже важные предметы для детей. Цифровизация и быстрый интернет позволят на уроках знакомиться с лучшими произведениями живописи и музыки, виртуально посещать концертные залы мира, музеи и галереи, слушать музыку великих исполнителей в лучшем качестве. Но нет смысла переводить в цифру абсолютно весь процесс обучения. Физическая культура - это, безусловно, реальная, а не виртуальная двигательная активность. Не надо доходить до абсурда!И завершить важно тем, что проект цифровизации не является мостом к дистанционному образованию. «Удаленка» была экстренной мерой для сохранения и продолжения процесса обучения в период пандемии. И сегодня, конечно же, надо учитывать этот опыт, чтобы с его помощью повысить качество образования. Стоит сказать, что во время вынужденной дистанционки многие учителя значительно повысили свои навыки в работе с компьютером. И в новом учебном году, когда система образования вернется в обычный режим, этот опыт учителям, конечно же, должен помочь в дальнейшей работе.
Александр Аникеев, министр образования и науки региона:
- Чтобы внедрять комплексную цифровизацию, мы должны обеспечить школам все условия для эффективной работы. Сейчас в наших школах скорость интернета от 20 Мбит/с, которую мы планируем повысить до 100 Мбит/с в городских школах и 50 Мбит/с в сельских. Платформа будет иметь одну важную особенность - её работа будет возможна при различной скорости интернет-соединения. Конечно, если у кого-то нет компьютеров или гаджетов, то никто не будет принуждать к их покупке. Но, находясь в школе, можно будет без труда воспользоваться всеми цифровыми возможностями.
Татьяна Дроздова, директор средней школы № 15 г. Калуги:
- Волнение родителей понятно и оправданно. Я их поддерживаю, потому что новое всегда пугает. Волнуемся и мы, директора школ и учителя, конечно же, думаем о рисках. Но все-таки нам нужно идти вперед и образование должно меняться вместе со временем. Самое главное, что программа развития цифровой образовательной среды будет выполняться в рамках национального проекта. В этом году 74 школы региона вступят в этот проект. Необходимо использовать возможности современных цифровых технологий. Это поможет улучшить преподавание в школе, поможет учителям, у детей станет больше возможностей для самостоятельной работы. Это не уход к дистанционному обучению, а возможность более широкого использования цифровых технологий. Преподавание, конечно же, останется в традиционной форме. Но если вдруг обстановка изменится и мы будем вынуждены на какое-то время перейти на «удаленку», то новые технологии станут большим подспорьем. Учителя уже проходят специальные курсы. У нас сегодня нет такого страха, какой был при резком переходе на дистанционное обучение. Учителя ведут уроки в режиме видеоконференцсвязи, делятся своими наработками. И педсоветы в этом году будут посвящены этой теме, первому опыту, полученным результатам. Ещё хочу отметить, что в цифровом направлении уже появились лидеры.
Фото их архива редакции.