Классный час

Ирина ГЕРАСИМОВА
22.05.2020 10:55

    Как мы видим, с дистанционным обучением и сдачей зачетов возникают проблемы даже у студентов ведущих вузов страны, в том числе и технических. Любопытно, как обстоят дела у студентов творческих специальностей.

   Ах, эта музыка онлайн

    Ежедневно из комнаты сына доносится музыка, замечания, разговоры. Училище имени Гнесиных перешло на дистанционное образование с начала марта, и в целом довольно успешно. Вопросов с общеобразовательными предметами вообще нет. А вот специальность…

    - Всё подвисает, звук с задержкой идёт, - пояснил он после очередного затянувшегося урока. - Преподаватель просит остановиться, а я уже давно не играю.

    Технический зачёт он сдавал в формате записи видео. Видимо, так же будет и с экзаменом. Страдает ли от этого обучение? Даже сам студент признаёт, что эффективность намного ниже: не те условия, нет возможности собраться.

    Такие предметы, как музыкальная литература, можно проводить и онлайн, соглашаются преподаватели. Но вот обучение собственно специальности…

    - Процесс освоения музыки - живой, - поясняет один из них. - Мы наблюдаем за посадкой, за постановкой пальцев, за их правильным движением, силой нажатия. В нашем обучении много визуального и тактильного - того, что на видео не передашь. Во всяком случае, имеющиеся технические условия этого не позволяют. Поэтому обучать онлайн на начальном этапе крайне сложно. С учениками постарше, которые уже многое умеют и больше понимают, конечно, несколько проще.

    Как итог - объяснения серьёзно затягиваются, и тридцатиминутный урок порой превращается в полуторачасовой, особенно если учитель и ученик действительно нацелены на результат.

    Ещё одна сложность, с которой сталкиваются ученики, играющие на духовых и большинстве струнных инструментов, - невозможность репетировать с аккомпаниатором, как того требует инструмент. Это же касается и занятий хора: дети должны слышать друг друга.

     С другой стороны, отмечают преподаватели, вынужденный переход на дистанционное обучение позволил самим ученикам увидеть пробелы в знаниях – в частности, по сольфеджио. Многим юным музыкантам пришлось навёрстывать упущенное, чтобы лучше понимать объяснения преподавателя.

    - Конечно, это непривычный для нас формат, - говорит один из калужских преподавателей. - Мы все понимаем, что в данный момент это вынужденная мера. Поэтому основная задача, которую мы перед собой ставили, - не растерять учеников, не погасить их интерес к музыке. Надеюсь, нам это удалось.

    Что же касается использования дистанционного обучения в дальнейшем, все преподаватели склоняются к тому, что это больше приемлемо в вузах и то в случае экстренных ситуаций.

   Художнику важно общение

- Я могу принять дистанционное обучение как один из современных инструментов с большими возможностями. Но как форму обучения и образования, тем более постоянную форму, - категорически нет, - таково мнение художников, которым мы задали этот вопрос.

    Чтобы научиться передавать художественный образ, чтобы картина наполнилась не только цветом, но и светом, звуками и запахами, будущим художникам как никому важен контакт с преподавателем, говорят они. Необходимы экскурсии, где преподаватели учат их видеть художественный образ, нужны выходы на этюды, взаимодействие с такими же будущими художниками, наполнение эмоциональным багажом.

    - Издревле художественное мастерство переходило от учителя к ученику, - говорят преподаватели. - Один из важных и наиболее простых приёмов обучения - возможность поправить что-то в наброске ученика своей рукой, попутно разбирая ошибки, демонстрируя приёмы, давая нужную информацию. На дистанционном обучении такой возможности они лишены.
  
    Если кому-то данных объяснений недостаточно, художники могут перечислить и целый ряд «практических» минусов. Например, полноценно писать натюрморты дома невозможно: это сложный и дорогостоящий процесс. Натурный фонд у преподавателей нарабатывается годами, к нему предъявляются определённые требования. Много ли интересных предметов может найти студент в своём доме, если, конечно, он не коллекционер антиквариата? Современный дом чаще наполнен удобными и функциональными предметами, но бедных с эстетической точки зрения. К тому же натюрморт должен быть должным образом выстроен и освещён. А есть ещё портреты, живая натура…

    Работать над большим дипломным холстом в домашних условиях проблематично. Добавьте сюда запах масляной краски. А есть ещё лепка и другие направления творчества… Не случайно многие художественные вузы предпочли отправить студентов на каникулы.

    - Можно перечислять огромное количество минусов подобного обучения включая негативное влияние на здоровье детей, сложность мотивации, - замечают преподаватели. - Однако основное для нас - это именно отсутствие контакта с учеником.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика