Хоть из класса беги!

Ольга СМЫКОВА
05.04.2019 09:47
Почему некоторые школьники ведут себя так, словно им дозволено всё.

    Наверно, каждому из вас приходилось сталкиваться либо в своей школьной жизни, либо в жизни вашего ребенка, а может, слышать от знакомых о ситуации, когда в классе заводится ученик, который никому не дает покоя. Ребенок задирает сверстников, кривляется на уроках, обижает тех, кто слабее, оскорбляет учителей. Став старше, они свои «подвиги» записывают на видео и выкладывают в интернет. И зачастую все попытки достучаться до таких вот горе-школьников заканчиваются ничем.

   Все зависит от родителей?

    Достаточно громкая история недавно произошла и в одной из школ Обнинска, когда подросток, третирующий одноклассников, в один из дней принес в школу нож. К слову сказать, в этот класс мальчик пришел только в новом учебном году из другой школы и сразу стал наводить свои порядки. В итоге мамы и папы ребят объединились, написали коллективную жалобу и перестали пускать своих детей на уроки, требуя, чтобы опасного подростка исключили из их класса. Оно и понятно, после событий в Керчи, в Подмосковье и других регионах каждый здравомыслящий родитель боится за своих детей.

    Дело в обнинской школе дошло до начальника городского управления образования. Но из открытых источников стало известно, что диалога с родителями мальчика, угрожавшего ножом одноклассникам, не вышло, поскольку папа ребенка не соглашается ни на личные встречи сына с психологом, ни на тем более индивидуальное обучение, ни на какие-либо другие меры. И сегодня ситуацию пытаются решить с помощью психологов и наблюдателей, работающих со всем классом, и хочется верить, что разрешат благополучно.

    Здесь родители одноклассников пытаются общими усилиями оградить своих детей от хулигана. Но так получается не у всех.

    – Я перевела своего сына в другую школу, поскольку его били одноклассники в предыдущей, - рассказывает Ирина М. – Вернее, группа мальчишек под руководством заводилы, который, к слову сказать, вполне сносно учится. Все попытки поговорить с мальчиком не давали никакого результата, в итоге дело дошло до встречи с ним и его родителями в кабинете у директора. И в тот момент, когда директор школы пытался пристыдить хулигана за дерзкое поведение, он сам, классный руководитель и все присутствующие взрослые услышали от пацана много интересного о себе, произнесенного с помощью отборного мата. И это второй класс! А мама мальчика и глазом не повела, сказала, мне некогда им заниматься, я воспитываю его одна, учится же сын нормально. В итоге мы сегодня учимся в другой школе, сын с радостью идет в новый класс. А бывшие одноклассники рассказывают ему, что у них все по-прежнему.

   Есть ли защита от хулигана?

    Зачастую после неоднократных жалоб родителям таких детей рекомендуют поискать другую школу или перейти на домашнее обучение, на которое, кстати, соглашаются не все. Поскольку мамы и папы таких ребят считают, что нельзя отрывать ребенка от социума, это непедагогично, это не пойдет их чаду на пользу и вообще у них самый золотой ребенок, которого просто не понимают окружающие.

    В советское время таких детей ставили на учет в детскую комнату милиции, а если это не помогало и было видно, что это не поведенческие проблемы, а скорее диагноз, то решением специальной комиссии направляли в коррекционную школу.

    – Была у меня девочка-первоклашка, – вспоминает педагог-пенсионер Людмила Дмитриевна Широковская, – дралась с ребятами, училась из рук вон плохо, могла на уроке песни петь начать или подметать пол. Сначала мы по-хорошему просили родителей обратить внимание на поведение дочери, но они считали, что их ребенок просто таким образом адаптируется. В итоге решение о переводе девочки в коррекционную школу вынуждена была принять школа вместе с роно.

    Сейчас же у школ нет таких полномочий. Сегодня на все нужно письменное согласие родителей, даже на то, чтобы с мальчиком или девочкой поговорил простой школьный психолог. И даже если родители согласятся на это, то все заключения специалиста будут носить лишь рекомендательный характер.

   Инклюзия или иллюзия?

    Бытует мнение, что увеличение числа детей с девиантным поведением в школах - это не только результат смягчения законодательства, но и внедрение инклюзивного образования. Это когда ребята с особенностями психологического или физического развития учатся наравне со своими сверстниками в обычной школе. У кого-то процесс адаптации проходит достаточно гладко, а некоторым приходится нелегко, ведь, несомненно, ребенок переживает сильный стресс, понимая, что он не такой, как все, и это отражается на поведении. В идеале за каждым инклюзивным ребенком необходимо закрепить наставника, который будет поддерживать особенного школьника, да и учебная программа должна отличаться от программы сверстников, но на деле на это нет ни специалистов, ни ресурсов.

    Поэтому вся ответственность при выборе инклюзивного образования ложится на родителей, которые должны понимать, что в школе могут быть сложности, поскольку их сын или дочка с особенностями развития, и они должны быть готовы к нештатным ситуациям.

    Но зачастую получается так, что девиантное поведение воспринимается мамами и папами как попытка становления личности и закрепления авторитета, и признать, что ребенку требуется помощь специалиста они не хотят.

    Сергей А., педагог-психолог (с портала mel.fm):

    – Сейчас мы все гордимся инклюзией. В целом, конечно, подобный метод обучения по-своему хорош. У нас же в большинстве случаев это просто фикция. И если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюется в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. В этом случае школа имеет право пойти с докладной по инстанциям. Но в 99 процентах случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребенку» и намекает на то, что в противном случае он – непрофессионал и в школе ему не место. Вот так и становятся эти дети эксклюзивными, потому что знают: максимум, что им может грозить, – это строгий разговор в кабинете у директора, покинув который, он примется за свое.

    Понятно, что хулиганы в школах были во все времена. Но если раньше дети чего-то боялись, то сегодня при попустительстве родителей и мягкости законодательства они чувствуют свою безнаказанность. И в итоге их одноклассники и учителя вынуждены терпеть школьного хама. Ведь у нас даже в законе об образовании написано, что школа - это учреждение, которое оказывает образовательную услугу, а значит, никаких воспитательных обязанностей не несет.

    В связи с тем что в последнее время случаи агрессии среди школьников подчас с фатальными последствиями участились, с высоких трибун все чаще стали говорить, что школа должна воспитывать вместе с родителями. Да, только на деле получается, что все это остается словами. И зависит во многом от сплоченности родительского коллектива, который пытается бороться с хулиганом сообща, и от авторитета учителя, который может поставить зарвавшегося ребенка на место. А в остальных случаях хоть из класса беги. Что многие, кстати, и делают.

Рисунок Виктора АРТЕМЬЕВА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика