К равномерной нагрузке

Михаил БОНДАРЕВ
19.02.2021 09:43
Школы могут сами выбирать, по какой системе работать.

    В последние годы многие российские школы стали переходить от обучения по четвертям к триместровой системе, когда каникулы следуют после пяти недель учебы. В одном из прошлых номеров «КГВ» мы уже касались этой темы, сегодня попробуем разобраться, почему так происходит. В чем главные преимущества триместровой системы перед традиционной, по которой учились еще в советское время?

    По закону «Об образовании в РФ» сроки каникул и утверждение учебного плана-графика относятся к полномочиям школы. То есть не нужно никакого приказа регионального профильного министерства для того, чтобы перейти на триместровую систему. Необходимо решение самой школы, главное, чтобы были учтены интересы детей, родителей и учителей. 

   Чтобы дети меньше болели

    Жизнь показывает, что неравноценное количество дней в четвертях делает одни из них длиннее и труднее, а другие - легче и короче. Учителям зачастую бывает сложно распределить нагрузку так, чтобы все дети могли хорошо усвоить школьный материал. Вдобавок к этому ученики сильно устают во время длинной четверти и, соответственно, чаще болеют. Как правило, пик вирусных заболеваний среди школьников приходится на самую длинную третью четверть. Все это, безусловно, учитывалось теми школами региона, которые выбрали триместровую систему.

    Более десяти лет по триместрам работает и старейшая школа № 5 города Калуги.

    - Мы ознакомились с исследованиями некоторых отечественных ученых, с опытом московских школ, калужской гимназии № 19, - рассказывает директор школы Сергей Зеленов. - Эта идея нам понравилась, и мы решили ее внедрять, обсудив, конечно же, на общешкольном родительском собрании. Прошло немного времени, и мы увидели, что количество больничных среди учителей значительно сократилось прежде всего из-за уменьшения психологической разгрузки. Дети тоже стали меньше болеть, и, самое главное, мы перестали закрывать классы на карантин.

   Объективность оценки

    О плюсах триместров рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Ковалева:

    - При триместровой системе нет противоречий между оценками, они очень объективны. Такой, к примеру, ситуации, когда выставлены две тройки и две четверки и решается вопрос о годовой оценке, у нас не бывает. Одна тройка и две четверки - это, естественно, четверка за год, это всем понятно. Также идет очень хорошая накопляемость оценок. Особенно это важно с учетом непростой эпидемиологической ситуации - то учитель заболел, то ученик. У каждого школьника есть запас времени для того, чтобы полученную оценку исправить.

    Ерденевская средняя школа Малоярославецкого района работает по триместрам с 2009 года. По словам заместителя директора школы Елены Долгачевой, перегрузки у детей нет и за прошедшие годы не было отмечено эпидемиологических заболеваний. Еще один из плюсов - у детей стало больше возможностей для занятий по дополнительному образованию.

    Руслан Городничев, ученик 10 класса Ерденевской средней школы:
    – В нашей школе успешно реализуется программа «Образовательный туризм». Когда остальные школьники, которые учатся по четвертям, находятся на уроках, мы имеем возможность свободно и комфортно посещать музеи, выставки, концертные залы. При этом очень важно, что мы не испытываем конкуренции со стороны ровесников из других школ. 


    Эти слова полностью поддерживает и председатель родительского комитета школы № 5 Лариса Данилова:

    - Я постоянно общаюсь с родителями - они довольны, что их дети обучаются по триместрам. Как мама ребенка, который учится в 5 классе, я вижу, что у нас не бывает спорных оценок. Это очень важно. А если взять традиционную систему, то вторая (предновогодняя) четверть в школах очень короткая. И если ребенок нахватал троек, то уже не успеет их исправить. То, что мы пять недель учимся, а неделю каникулы, удобно - у ребенка есть возможность отдохнуть. Из минусов может быть то, что каникулы у нас не совпадают с каникулами в школах искусств, музыкальных и художественных школах. Еще у нас есть детские лагеря, которые работают на осенних, зимних, весенних каникулах. Но все наши родители знают, что в школе очень лояльное руководство. Ели тебе куда-то с ребенком нужно уехать или отправить его в оздоровительный лагерь, нужно написать заявление по семейным обстоятельствам. Никогда такого не было, чтобы кому-то из родителей отказали.

   Выбор за родителями

    Действительно, практика последних лет показывает, что школьникам, конечно же, больше нравится триместровая система. И это не случайно: при таком графике психологически кажется, что дней для отдыха становится больше. Что касается родителей, то им нужно выбирать ту систему, по которой комфортно учиться их ребенку. Если, допустим, детей в семье несколько и они ходят в разные школы, то, безусловно, очень важно, чтобы каникулы все-таки совпадали.

    В итоге по большому счету и четвертная, и триместровая система вполне приемлемы и дают хорошие результаты при грамотной организации учебного процесса. Об этом и должны прежде всего заботиться руководители образовательных организаций. И, конечно же, любой график обучения хорош, если родители внимательно относятся к школьной жизни ребенка, следят за его успеваемостью и прислушиваются к советам учителей.

    А как у них?

    Во Франции школьники традиционно начинают учебу 1 сентября и непрерывно учатся два месяца. Потом отдыхают две недели и снова учатся до Рождества. Зимние каникулы у всех разные. Вообще в стране нет единого календаря - в каждом регионе определяются свои даты, общие только общенациональные праздники и среды (только для начальных классов). Летние каникулы начинаются достаточно поздно - 10-12 июня.

    В Израиле школьники отдыхают два с половиной месяца летом, две недели зимой и весной. В стране много религиозных праздников, во время которых учиться запрещено: например, практически всю осень дети сидят дома. Может быть, поэтому в Израиле дети учатся в школе 12 лет.

    В США государство не занимается регулированием системы образования, множество школ там - частные, где действуют свои правила. В некоммерческих школах практически все подлежит обсуждению: от рациона питания до времени прихода на уроки и ухода из школы. Летом американские дети отдыхают два месяца и, как правило, проводят каникулы дома.

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика