История раздора

Татьяна ПЕТРОВА
29.04.2019 07:43
Чья ты, карта пациента?.

    Спор вокруг амбулаторной карты пациента не утихает уже много лет. Пациенты считают, что если там написано об их здоровье, то она принадлежит им. Врачи говорят, что в карте хранится медицинская информация, которая к тому же составляет врачебную тайну, а значит, это документ и принадлежит он лечебному учреждению. На самом деле непонимание между пациентами и работниками учреждений здравоохранения по этому вопросу часто возникает из-за незнания или неправильного толкования закона. Попробуем разобраться.

   Больше чем кошелёк

    А вдруг врачи изменят записи в истории болезни?  А вдруг поликлиника потеряет карту? А вдруг будет нарушена врачебная тайна, и данные попадут в чужие руки? 

    «У меня был случай утери карты, и я не доверяю регистратуре». Справедливо. Чего уж греха таить, карты слишком часто теряются в поликлиниках. В регистратуре успокаивают: «Не беда, заведем новую, заведем временную». Но для пациентов потеря карты – настоящее бедствие. Особенно для тех, у кого «богатая» история болезни. Это же равносильно потере сумочки со всеми деньгами, кредитками и документами. И даже круче, потому что документы можно восстановить, деньги нажить, а вот анализы прошлогодней, пятилетней давности, записи врача, результаты уникальных исследований уже не восстановишь. В карте они в единственном экземпляре.

    Помню, проходила обследование в женской консультации перед операцией, всяких справок и заключений набралась пухлая папка. Когда пришла за резолюцией к участковому врачу, она спросила, знаю ли я, какое богатство у меня сейчас в этой папке, и посоветовала быстрее сделать копии, ведь многие анализы и исследования действительны не один год.

   Куда они всё время пропадают?

    Стояла в очереди в регистратуру одной из поликлиник. И регистратор как-то подозрительно много карточек не смогла найти. Она посылала пациентов в кабинеты врачей, где они когда-то были на приеме, но те возвращались ни с чем. Версия пропажи пришла мне в голову, потому что я знала, что сотрудники страховых компаний, работающих в обязательном медицинском страховании, могут брать карты выборочно для проверки. Обычно одновременно проверяют от 30 и более карт. Это нужно для контроля за качеством оказания медицинской помощи, обоснованностью выписки рецептов, правильностью проведения диспансеризаций и т.д. Естественно, что в регистратуре карты в это время отсутствуют. Я спросила об этом регистратора, и та вспомнила, что да, какие-то карты действительно компания взяла на проверку.

    Вторая версия, когда карта просто осталась у того врача, которого пациент посещал до этого, случается чаще. Разговаривать с пациентом вежливо и терпеливо, не гонять его по кабинетам – залог успеха и мирного разрешения проблемы.

    Впервые расспрашивать больных и систематизировать данные о пациентах и их заболеваниях, занося их в особые книги, начал два с половиной века назад русский врач Матвей Мудров. Его и считают родоначальником медицинской карты пациента.

   Буквой закона

    И все-таки, какими бы ни были поликлиники растеряхами, но медицинская карта пациента– юридический документ и подлежит хранению в лечебном учреждении. Не существует ни одного нормативного акта, который бы предусматривал выдачу карты гражданину. Так, согласно ч. 4 ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, в том числе и карты.

    Хранение медкарт на руках у пациента противоречит п. 6 ст. 30, чч. 3, 4 и 5 ст. 31, ч. 1 ст. 61 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ОЗ РФ). Другое дело, как поликлиника хранит эту важную информацию. Если неправильно, то за это предусмотрена ответственность.

   Электронное спасение

    Возможно проблема потери карт вскоре уйдет в небытие. Минздрав РФ уже внедряет в регионах цифровые технологии. Врачи любых больниц смогут видеть ваши данные, не будет необходимости брать выписки и копии. А пока давайте все делать по закону.

Копия верна
  • Получить копию можно, только подтвердив, что это именно ваша карта. Для этого надо предъявить паспорт и полис ОМС. Законный представитель пациента или родственник может получить выписку по доверенности. 
  • Сейчас почти во всех поликлиниках есть специальные кабинеты, где можно запросить копию документов из карты, или надо обратиться в регистратуру. Это бесплатная услуга, и ее должны оказывать по запросу пациента.
  • Если речь идет о получении копии всей медицинской карты, то это должен быть блок из пронумерованных и сшитых в единый документ листов, причем на каждой странице ставится печать медучреждения с отметкой «Копия верна», указанием даты заверения и подписью представителя клиники.
  • Если нужна сама медицинская карта, например, для лечения в другом медицинском учреждении, то следует написать заявление на имя главврача. В бумаге надо указать причины, по которым пациент нуждается в получении собственной медицинской карты. Нередко поликлиника сама связывается с больницей и на период лечения отправляет туда карту. 
  • При переезде в другой район и прикреплении к другой поликлинике следует обратиться в регистратуру и предъявить там новый штамп в паспорте о регистрации. Поликлиника сама передаст вашу карту по новому месту жительства, или вы можете взять полную выписку из карты. Полноценная выписка включает в себя полный перечень пройденных специалистов и сданных анализов с описанием результатов.
  • Бывают сложные ситуации, когда существует конфликт между медучреждением и пациентом, и обе стороны имеют основания опасаться за достоверность данных карты. В этом случае может понадобиться обращение к юристам: требовать карту нужно путем судебного запроса.

Важно

27 ноября 2016 года вступил в силу приказ Минздрава, по которому врачи по просьбе больного должны показывать ему записи, сделанные во время приема. Возможность сразу прочесть записи врача — это большой шаг в сторону соблюдения прав пациента. Однако «Лига защиты пациентов» говорит, что нужно ввести в практику обязательность подписи пациента, которой он будет удостоверять, что с лечением ознакомлен и согласен. Большим недочетом, по мнению лиги, является то, что данные нельзя будет получить по доверенности, то есть родственник тяжелого больного не сможет ознакомиться с его картой, даже если там будут содержаться жизненно необходимые данные.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика