Электроника не заменит учителя

Михаил БОНДАРЕВ
10.03.2021 07:00
Развитие цифровой образовательной среды должно повысить качество обучения.

В настоящее время в обществе, в том числе в социальных сетях, идет обсуждение внедрения в школах федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). О целях и задачах проекта мы уже рассказывали, сегодня снова возвращаемся к этой теме. На вопросы, связанные с цифровизацией школы, отвечает министр образования и науки региона Александр АНИКЕЕВ.

Новые компьютеры и Wi-Fi

– Александр Сергеевич, в прошлом году современное компьютерное оборудование было поставлено в 74 школы региона. Оснащение проходит в рамках проекта «Цифровая образовательная среда»? Сколько школ получат новую компьютерную технику?

– Общеобразовательные организации оборудуются по нескольким проектам цифровизации школы, в которых участвует наша область. В этом году современную технику для 152 школ планируется поставить по проекту «Цифровая образовательная среда», который является частью национального проекта «Образование».

– Какое оснащение и какие специальные программы входят в проект ЦОС?

– Это будет компьютерное, мультимедийное, презентационное оборудование с самым современным программным обеспечением. Также в школах будут созданы точки Wi-Fi-доступа, будет расширен для школ доступ в интернет со скоростью от 50 до 100 мбит/с.

Электронный формат учебников

– В одном из своих выступлений вы говорили, что в рамках ЦОС в социальной сети ВКонтакте начала действовать платформа «Сферум». Что это за платформа, какие у нее задачи?

– Пока мы используем «Сферум» на уровне министерства, но планируем наладить работу с муниципальными органами управления образования на этой платформе, а также предлагать её для использования школам. Это сервис видеоконференцсвязи, который защищен от хакерских атак и взломов так же, как и видеонаблюдение на ЕГЭ. По функционалу он такой же, как и всем известные видеосервисы и мессенджеры. Он создаётся для проведения видеоуроков, родительских и других собраний в онлайн-формате, а также любых дистанционных форм работы, которые могут быть использованы педагогами в рамках своей учебной деятельности.

– Будет ли в ходе реализации проекта ЦОС переход на электронный формат учебников, лабораторных работ, например, по физике, химии?

– Мы ожидаем, что цифровой верифицированный образовательный контент создаст разные интерактивные возможности для обучения, в том числе с использованием электронного формата учебников. Я имею в виду не PDF-версию книг или оцифрованный текст, а именно электронный формат с удобной навигацией по тексту. Учебники в таком виде уже разработаны, но они используются нечасто. Лабораторные работы – очень специфический вид деятельности, поэтому не думаю, что они полностью перейдут в цифровой формат, хотя химические и иные процессы, показанные в инфографике, могут наглядно объяснить те или иные естественно-научные явления.

Повысить важность педагога

– Некоторые родители боятся, что внедрение ЦОС приведет к постепенной замене учителя компьютерными программами. Может ли это произойти?

– Это абсолютно невозможно. Компьютерные программы вряд ли когда-нибудь достигнут такого уровня развития, что можно будет говорить о замене педагогического труда. Учитель объясняет учебный материал, даёт основы воспитания, учит искать достоверную информацию, формирует навыки критического мышления. Использование компьютерных программ возможно только под руководством учителя. Я всегда говорю, что новые технологии не заменяют учителя, а повышают его важность в школе.

– Некоторые считают, что ЦОС приведет к тотальному переходу на дистанционное обучение, как это было в конце прошлого учебного года. Есть мнения, что одна из задач проекта – уход от классической школы. Также есть опасения, что ЦОС может негативно сказаться на здоровье школьников.

– Тотальное дистанционное обучение, конечно же, было и будет мерой чрезвычайного характера. Никто не заинтересован в переходе на всеобщее дистанционное обучение, потому что в таком формате сегодня очень тяжело поддерживать высокое качество образования. На страже здоровья школьников – санитарные правила и нормы. Они жёстко регулируют использование электронных средств обучения.

Конструктивный диалог

– Будут ли в регионе проводиться круглые столы, собрания, семинары, на которых специалисты подробно расскажут родителям, учителям и школьникам о задачах федерального проекта ЦОС?

– Конечно, мы уже давно ведем эту работу. Планируем провести наш «Региональный родительский университет» и посвятить его именно проекту «Цифровая образовательная среда». Также мы сделали множество интервью с крупными федеральными экспертами в области цифровизации, которые в самое ближайшее время выложим в наших социальных сетях. Наши информационные ресурсы открыты для всех родителей школьников, учителей. Там много информации о проектах, там же ведётся оживлённая дискуссия о цифровых технологиях обучения. Родители и учителя активно обсуждают эти темы. Мы ничего не скрываем и выступаем за конструктивный диалог.

Одна из главных задач развития цифровой образовательной среды в школе – повышение качества обучения. ЦОС должна помочь индивидуализировать образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставить школьникам разнообразные инструменты для качественной подготовки. У детей и подростков будет больше возможностей получить знания самостоятельно, а также самостоятельно находить необходимую информацию. К тому же электронный контент даст возможность старшеклассникам ориентироваться в мире профессий, востребованных на рынке труда.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика