Цифровая образовательная среда (ЦОС) - открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению.
В мире новых технологий
- Станислава Сергеевна, для чего, по вашему мнению, в школах нужно внедрять цифровую образовательную среду?
- Современное поколение, конечно же, все это понимают, неразрывно связано с цифровыми технологиями. И в эпоху цифрового развития мы должны учить школьников свободно ориентироваться в огромном объеме информации, находить самое важное. Что касается внедрения цифровой образовательной среды, то с моей точки зрения как директора школы и учителя математики и информатики это необходимо. Я буду опираться на свой личный опыт.Вспоминая школьные годы, понимаю, что значительный вклад в мое развитие внесли те предметы, которые больше всего соответствовали реалиям времени. Мне очень многое дали уроки информатики, уроки этики и обществознания, на которых учителя нам рассказывали о нормах общения, поведения, в том числе и в цифровой среде. И нашим школьникам сегодня это необходимо! Дети должны грамотно использовать современные технологии, уметь общаться в виртуальном пространстве. Ведь, к сожалению, сегодня мы часто встречаемся с тем, что незнание и неумение ребенка правильно себя подать в социальных сетях, на других цифровых платформах, приводит к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками. И чтобы это устранить, улучшить психологическое состояние детей и подростков, повысить их интеллектуальный уровень, необходимо внедрять цифровые образовательные технологии.
Готовим учителей, просвещаем родителей
- Некоторые родители почему-то убеждены, что ЦОС внедряют в школы исключительно для того чтобы перевести детей на полное дистанционное обучение…
- И президент России Владимир Путин, и министр просвещения РФ Сергей Кравцов, и министр образования и науки региона Александр Аникеев неоднократно подчеркивали, что внедрение проекта «Цифровая образовательная среда» совершенно не равнозначно переходу на дистанционное обучение. Понятие «цифровое» не значит дистанционное. Вероятно, негативное и неправильное представление некоторых родителей в этом случае вызвали пандемия и тот опыт дистанционного обучения, который мы приобрели в прошедшем учебном году. Но здесь нужно понимать, что цифровая среда включает в себя оснащение школ современной техникой, а также цифровые образовательные ресурсы и цифровые платформы, которые учитель может и будет использовать в своей педагогической практике.Сейчас у нас в школе ведется методическая подготовка учителей, которая поможет им в работе по внедрению ЦОС. Мы прекрасно понимаем, что все учителя обладают разной степенью навыков работы с цифровыми технологиями. Однако стоит отметить, что опыт дистанционного обучения прошлой весной принес как свои минусы, так и, безусловно, плюсы. Один из них - повышение навыков цифрового общения и взаимодействия между учениками и учителями.
- Ведется ли в школе работа с родителями по вопросам внедрения цифровой образовательной среды? Им объясняют, что это и для чего необходимо?
- Конечно же, мы этим занимаемся. На родительских собраниях проводится просветительская работа. К тому же, наша школа в этом году вступила в проект персонализированной модели образования, которая непосредственно связана с применением цифровых технологий на уроках. Но здесь стоит отметить, что и в предыдущие годы дети и родители уже, по сути, являлись участниками внедрения цифровой среды в школе.Наличие компьютеров, планшетов, интернет – техническая составляющая цифровой среды. Образовательные платформы, такие, например, как Учи.ру, Фоксфорд, Яндекс.Класс, а также портал Сетевой город – программная составляющая. И все это дети и родители уже знают и используют. Ведь ЦОС – это улучшение инфраструктуры, а также усовершенствование цифровых инструментов. И как следствие нам предстоит делать работу, которая ведется уже достаточно давно.
- Родители также опасаются, что ЦОС приведет к ухудшению здоровья детей. Что вы думаете по этому поводу?
- Компьютерные технологии год от года совершенствуются. Могу сказать, что технологии шагают вперед не только с точки зрения функциональности, но и с точки зрения безопасности для здоровья. В первую очередь здесь следует говорить о мониторах, об экранах компьютеров, смартфонов, планшетов. Это, конечно же, уже совсем не те экраны, которые были, допустим, лет 10-15 назад. Они сегодня намного безопаснее, меньше влияют на зрение человека. Этот факт подтверждают многие научные исследования, и их результаты можно найти в свободном доступе.
Персонализированная модель образования - подход к организации учебного процесса, в котором ученикам предоставляется выбор: чему, как и у кого учиться. Предоставляется возможность самостоятельно планировать, контролировать и оценивать собственные цели и результаты, развиваясь в своем темпе - самостоятельно или в разновозрастных учебных группах.
Фото из архива средней школы № 22 г. Калуги.