На страницах нашей газеты мы уже не раз поднимали проблему старения педагогических кадров, нехватки молодых учителей. Сегодня снова возвращаемся к этой теме. По подсчётам Министерства просвещения РФ, лишь половина выпускников педагогических вузов идут работать в школы. К тому же многие из них там надолго не задерживаются. И причин здесь несколько. Прежде всего молодежь отпугивает не только небольшая зарплата, но и неуверенность в своих силах. Будущим учителям не хватает практических навыков работы со школьниками. О подготовке студентов, в том числе по педагогическим специальностям, мы беседуем с ректором КГУ им. К.Э. Циолковского Максимом Казаком.
Практике - особое внимание
- Максим Анатольевич, одной из проблем вузовских программ называют недостаточное количество часов, отводимое студентам на практику. Так ли это на самом деле?
- Да, был, к сожалению, период в начале нулевых годов, когда количество часов на практику в вузах снижалось, в том числе и у нас. Но в настоящее время происходят существенные сдвиги в лучшую сторону - количество часов на практику увеличивается. По новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования практика предусмотрена в течение года.
У нас всегда практическая составляющая обучения была очень серьезная, мы привлекали и привлекаем к преподаванию лучших школьных учителей. Здесь мы, могу с уверенностью сказать, точно не попадаем в печальную статистику, которую привела недавно в своем выступлении министр просвещения России Ольга Васильева. Кроме этого, мы отслеживаем все процессы, которые происходят в современной школе. Безусловно, всегда есть вопросы к качеству подготовки студентов. Какого учителя готовить? Какими знаниями и навыками он должен быть вооружен? Мы тесно сотрудничаем с региональным профильным ведомством, Калужским государственным институтом развития образования, со школами.
- Регион по-прежнему испытывает серьезные потребности в учителях иностранного языка.
- К сожалению, да, но мы их выпускаем в достаточно большом количестве. И все они довольно легко находят работу. Дело в том, что сейчас в области действует около 80 иностранных предприятий. И, конечно же, там нашим выпускникам, владеющим английским языком, предлагают более высокую зарплату, чем это могут сделать в школах.
Три четверти выпускников трудоустраиваются
- Как у вас обстоят дела с набором, бюджетными местами? Высок ли процент трудоустройства выпускников КГУ?
- В прошлом учебном году университет достиг рекордной отметки - набрал порядка 1500 студентов. Университет получает достаточно много бюджетных мест на педагогические специальности. В этом году - 300 мест. Из них 190 на очное отделение и 110 на заочное, то есть мы готовы предоставить студентам любые формы обучения. Более того, у нас конкурсы на бюджетные места на педагогическое направление достигают 3-4 человека на место. В связи с этим я не стал бы говорить, что идет упадок интереса к педагогическому образованию. Наоборот, сейчас наблюдается рост числа абитуриентов на педагогические специальности. И это, конечно же, связано с теми усилиями в сфере школьного образования, которые делаются в регионе. Строятся современные школы в Калуге, Обнинске, где для учителей созданы все условия для комфортной и качественной работы. И туда стремится молодежь.
Если говорить о трудоустройстве наших выпускников в школы, то отдельной статистики мы не ведем. Официально общий уровень трудоустройства у нас 75 процентов. Мы считаем, что это высокий показатель. Около 80 процентов устраиваются в Калуге и области.
Будущее - за целевым обучением
- Максим Анатольевич, что, по-вашему, нужно сделать, чтобы привлечь в школы региона, особенно сельские, больше молодых учителей? Может быть, необходимо вернуться к системе распределения или все же активнее развивать систему целевого обучения?
- Я считаю, что будущее именно за целевой подготовкой студентов, и прежде всего это касается районов. Конечно же, если говорить о целевом обучении, то в этом случае повышается ответственность тех, кто будет посылать ребят учиться. Ведь потом молодым специалистам работодатель должен предоставить работу. Допустим, если человек после обучения в вузе не устраивается, то в муниципалитете должны будут заплатить штраф в размере стоимости четырехлетнего обучения.
Понимаете, здесь очень многое зависит от руководителей на местах. Каждый глава района должен знать, в каких его школах есть или назревают проблемы с учительскими кадрами. А это, согласитесь, проанализировать несложно, ведь в малонаселенных районах не более 10-15 школ. Допустим, через несколько лет в каких-то школах учителя начнут уходить на пенсию. И глава района должен это предвидеть и посылать своих ребят учиться в университет. А мы, в свою очередь, целенаправленно подготовим учителей. Желательно, чтобы глава муниципалитета или его представитель приехали в университет и обсудили вопрос, на каких условиях готовить студентов, чтобы через 5 лет район получил нужных специалистов.
- Есть ли у вас положительные примеры такого сотрудничества?
- Есть, но, к сожалению, пока очень мало. Например, Боровский район. Администрация этого района не просто посылает свою молодежь к нам на обучение, но и платит студентам стипендию, оплачивает проезд. Очень хороший опыт сотрудничества у нас был с Ферзиковским районом. Там, где люди заинтересованы, все получается. Еще раз повторюсь, в основе должна быть ясная кадровая политика. На местах должны знать, каких учителей не хватает. Думаю, нужно искать в школах района ребят, которые готовы поступить в университет по целевому направлению и вернуться работать на малую родину. Безусловно, местные власти должны им будут потом предоставить хорошие условия для работы, в том числе и жилье. Я уверен, что заинтересованные молодые люди найдутся всегда.
Ежегодно в школы Калуги и области приходит работать около 180 молодых учителей, большинство из них - выпускники КГУ им. К.Э. Циолковского. В школах региона наиболее востребованы учителя начальных классов, иностранных языков, математики, русского языка и литературы, педагоги-психологи.