Будущее - за рабочими кадрами

Михаил Бондарев
14.10.2020 08:28
О том, каким должно быть современное профобразование.

За 80 лет система профобразования в стране прошла большой путь развития, хотя в конце прошлого века испытала серьезные потрясения, но выстояла и совершенствуется. И сегодня реальности жизни показывают, что за многими рабочими специальностями - будущее. Среднее профобразование становится не менее популярным, чем высшее, а в некоторых сферах колледжи и техникумы даже опережают вузы.

Важнейшая роль государства

В настоящее время, по мнению экспертов, СПО выходит на новый этап. Прежде всего это связано с тем, что общество освобождается от комплексов, которые были связаны с представлениями о советской системе профобразования. Она действительно была эффективной, решала в очень короткие сроки задачи развития экономики огромной страны. Потом система СПО пережила тяжелейший период провала, когда образовательные учреждения пытались войти в рыночный механизм. Это было очень сложно, но, к счастью, тот этап уже пройден. Если ранее техникумы и ПТУ были базовой частью крупных предприятий (они создавались ими и носили ведомственный характер), то сегодня складываются совершенно другие отношения с предприятиями.

Теперь ключевую роль в подготовке кадров берет на себя государство. И в связи с этим возникает вопрос: как государственному учреждению (техникуму, колледжу) выполнить, с одной стороны, государственный заказ на подготовку кадров, с другой стороны, удовлетворить потребность организаций и предприятий, относящихся к частному сектору. В этом направлении предстоит еще многое усовершенствовать.

Об общей культуре и трудовой этике

Еще одна актуальная тема - качество профобразования. Безусловно, важно, чтобы подготовка студентов СПО соответствовала международным стандартам «Ворлдскиллс». Конечно же, в идеале предприятия, которые получают новые кадры, не должны тратить время на их подготовку, ввод в профессию непосредственно на производстве. В этой связи актуальным является умение организовать свой труд, ценить трудовую этику, умение работать аккуратно, экономить время, действовать, если так можно сказать, на потребу клиента. И самое главное, выпускник системы СПО должен быть высококультурным специалистом. Этого, к сожалению, сегодня в наших колледжах не хватает.

В регионе должны, вне сомнения, уделять внимание и общей образовательной, и культурной подготовке молодых специалистов. Понятно, что в организации СПО в соответствии с законодательством принимают всех выпускников школ, и уровень их знаний тоже очень разный. Следовательно, значительнее должна быть роль преподавателей, которые ведут в техникумах и колледжах общеобразовательные дисциплины. Необходимо при разрабатывании учебных планов уделять больше внимания изучению иностранных языков, предметов, связанных с формированием общекультурных знаний и ценностей.

О воспитании

Еще одним важным вопросом является организация воспитательной работы. В регионе за последние годы, например, сделали серьезный шаг в развитии кадетского движения. Этот опыт должен распространяться и дальше. Но в то же время подготовка молодого специалиста не может сопровождаться только его интеграцией в кадетское движение. В техникумах и колледжах должны применяться и другие формы воспитания, и их необходимо тоже опробовать, подходить к этому вопросу более широко.

Об этом говорилось на недавней научно-практической конференции «Профессиональное образование в регионе: этапы становления и перспективы развития», прошедшей в областном центре. В форуме приняли участие представители профильных ведомств, директора учреждений СПО, эксперты, работодатели.

О доступной среде и профориентации

По мнению специалистов, следует обратить больше внимание и на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В регионе, к сожалению, пока только начинают делать первые шаги в этом направлении. В перспективе предстоит создать в каждом колледже и техникуме доступную среду и предлагать студентам с ОВЗ больший спектр в обучении по специальностям.

И, конечно же, необходимо внести изменения в систему профессиональной ориентации. Отрадно, что в последние годы изменился поток абитуриентов, и во многие колледжи и техникумы идут выпускники школ с хорошей подготовкой. Но, как отмечают в профильном ведомстве, в учреждениях СПО не должны обмануть ожидания молодых людей. В этой связи каждый колледж должен искать и потенциально готовить своего студента, следовательно, должны меняться и формы профориентации.

И здесь мне бы хотелось добавить от себя, что руководству колледжей и техникумов нужно больше контактировать со школами, проводить экскурсии на производство не только для старшеклассников во время чемпионатов «Молодые профессионалы», но и для учеников среднего возраста. Но здесь, естественно, задача обоюдная. Школы тоже должны более широко и активно сотрудничать с системой СПО.


Александр Аникеев, министр образования и науки региона:

- Сегодня система профессионального образования выходит на новый этап. Складываются иные отношения с социальными партнерами, ведущими предприятиями. Основную роль в подготовке профессиональных кадров берет на себя государство, меняются технологии подготовки молодых специалистов. Важное значение придается качеству профобразования. Конечно, очень важно, чтобы подготовка студентов соответствовала международным стандартам «Ворлдскиллс». Но, по моему мнению, сделав огромный шаг в совершенствовании профессиональной компетенции, мы должны идти дальше и обращать внимание и на общеобразовательную, и на культурную подготовку молодых специалистов.


НАША СПРАВКА
Сегодня в регионе действует 32 организации системы СПО, где идет подготовка более чем по 80 специальностям. 
В техникумах и колледжах обучается 21,4 тыс. студентов, работает более 2,5 тыс. сотрудников, из них около 1,2 тыс. преподавателей. 
В техникумах и колледжах создано 25 современных мастерских, соответствующих стандартам «Ворлдскиллс». В 2021 году будет открыто четыре мастерские в Калужском индустриально-педагогическом колледже. Всего к 2024 году в области таких мастерских будет создано 50.



Фото Сергея Лялякина.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика