Шапито, блин

Андрей ЮРЬЕВ
09.11.2018 11:16
Почему политические программы начали терять популярность
Можно сказать, что за последние годы различные политические ток-шоу стали неотъемлемой частью нашей жизни.

В сетке вещания телеканалов политическим передачам, как правило, отводится самое смотрибельное время, так называемый прайм-тайм.

Рейтинг диктует всё

В настоящий момент ни один серьезный телеканал не мыслит себя без политической программы. По признаниям самих телевизионщиков, они просто вынуждены ставить в сетку эти ток-шоу, чтобы не проиграть битву за рейтинг. На канале «Россия» практически без выходных актуальные политические проблемы с экспертами обсуждают Владимир Соловьев и семейная пара Ольга Скобеева – Евгений Попов (их программа «60 минут» с недавнего времени выходит дважды в день), на Первом канале за «политику» несколько лет отвечали харизматичные и брутальные Артем Шейнин и Анатолий Кузичев, теперь к ним прибавилась «Большая игра» с политологами Вячеславом Никоновым и Дмитрием Саймсом. На «НТВ» в подобном жанре работает Андрей Норкин («Место встречи»), на «ТВЦ» идет «Право знать» с Романом Бабаяном, на «Звезде» - «Процесс» с Наданой Фридрихсон и т.д. Порой кажется, что если вдруг ты увидишь картинку со спорящими в студии политологами и экспертами на каналах типа «Матч ТВ» или «Охота и рыбалка», то не будешь сильно удивлен.
Короче говоря, в какой-то момент политические передачи стали крайне популярны. Их стали смотреть не только люди, интересующиеся политикой, но даже домохозяйки и дети. На мой взгляд, это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, наше общество по-прежнему сильно политизировано. Во-вторых, люди хотят, чтобы им подробно объяснили смысл происходящих событий. Причем, чтобы звучала не одна, а несколько точек зрения.

Русофобы на зарплате

Постепенно ежедневные политические ток-шоу стали напоминать бесконечный сериал. Этому, конечно, способствует тот факт, что во всех программах принимают участие практически одни и те же эксперты, кочующие из одной студии в другую. Как правило, их условно можно разделить на три группы – представители власти (в основном депутаты), «патриоты» и «либералы». Ну и, конечно, зарубежные гости, которых российские телеканалы приглашают для того, чтобы продемонстрировать свою приверженность принципам свободы слова и показать плюрализм мнений. Об этой категории участников политических программ, по моему мнению, следует сказать особо.
Украинцы Вячеслав Ковтун и Вадим Трюхан, поляк Якуб Корейба, американец Майкл Бом уже на протяжении почти пяти лет имеют возможность ежедневно ругать и поливать грязью нашу страну. Порой, когда они явно перегибают палку, их даже бьют по физиономии. Но они, как правило, не обижаются. Ведь для малоизвестных у себя на родине политологов участие в российских политических программах - прекрасная возможность пропиариться. Кроме того, труд экспертов-русофобов неплохо оплачивается. Поэтому за такие деньги им можно иногда рискнуть и собственным лицом. Поистине у нас самая демократичная страна! Скажите, где еще возможно, чтобы иностранцам не только предоставляли возможность оскорблять Россию и российскую власть, но еще и платили за это хорошие деньги? Тот же Ковтун, говорят, уже купил на гонорары квартиру в Москве.
Плюрализм мнений – это, конечно, здорово, но в какой-то момент зрителей стала явно раздражать данная ситуация. Конечно, эпатажи и скандалы дают высокий рейтинг. Но в погоне за ним телебоссы чересчур увлеклись. Людей стало сильно возмущать, когда польский эксперт орал, что «ваши деды – красные фашисты», а его украинский коллега называл русских «генетическим мусором». Это был уже явный перебор.

Знакомые всё лица

В какой-то момент интерес к политическим программам стал падать, и, согласно данным исследований, эта тенденция продолжается до сих пор. Почему? А потому, что их становится неинтересно смотреть.
Мы говорили о том, что во всех программах участвуют одни и те же эксперты. Их уже знают как облупленных. Мы заранее знаем, что скажут, к примеру, Сергей Михеев или Леонид Гозман по любому вопросу. То же самое касается и остальных. Например, при обсуждении ситуации в Донбассе российские участники (кроме клинических либералов) будут говорить, что «режим Порошенко ведет войну с собственным народом», а украинцы – настаивать, что «их страна борется с агрессией Москвы». Все заранее известно, все роли распределены, поэтому особого интереса нет. Также очень раздражает, что вместо дискуссии мы часто наблюдаем за базаром. Участники все время орут, перебивают друг друга, вместо аргументов прибегают к оскорблениям. От всего этого у зрителей постепенно начинает взрываться мозг. 
Нельзя не сказать еще об одном моменте. В течение пяти лет на многочисленных ток-шоу в основном обсуждаются три главные темы: ситуация на Украине, отношения с США, борьба с международным терроризмом в Сирии. Они, безусловно, важны, но все же изрядно поднадоели. О том, что происходит на Украине, мы сейчас знаем даже больше, чем сами украинцы. Думаю, многим было бы интереснее не обсуждение в тысячный раз  бандеровской хунты или зловещих планов США по развалу России, а серьезный разговор о наших внутренних проблемах. Пусть эксперты обсудят продолжающийся беспредел в системе ЖКХ, то, как реально ведется борьба с коррупцией. Найдут, наконец, ответ на вопрос, когда в стране начнется экономический рост, а уровень жизни населения перестанет падать. Уверен, что если это произойдет, то рейтинг этих передач мгновенно взлетит до небес.

соловьев.jpgВладимир Соловьев, телеведущий:
- В моей программе никто из экспертов денег не получает. Это моя принципиальная позиция. Мы оплачиваем людям билеты и иногда проживание. У Ковтуна действительно репутация клоуна. Он этот образ использует и ведет себя так, как ему нравится. Но он стал узнаваемым персонажем, этаким собирательным образом, который достаточно точно рисует определенный срез украинского общества. Поэтому Ковтун так востребован на российском телевидении. Мы с радостью готовы расширить линейку экспертов. Но люди боятся сюда ехать. И нам приходится работать с тем, что есть. Американцы удивляются: «Кто такой этот Майкл Бом? Почему он говорит от лица США?» Но ток-шоу строится по своим законам. И нам приходится выбирать из того, что есть.


В газете этот материал был опубликован под заголовком "Базар-шоу"

Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией