Анатолий Артамонов: Вопросы противодействия «теневой» занятости сейчас стоят очень остро

КГВ Инфо
09.12.2020 14:26
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов провел в режиме видеоконференции парламентские слушания на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Мероприятие организовано совместно с Комитетом СФ по экономической политике и Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Участники мероприятия рассмотрели вопросы совершенствования налогового администрирования с целью нахождения новых доходных источников и неиспользованных резервов.

В обсуждении приняли участие сенаторы РФ, статс-секретарь — заместитель Министра финансов РФ Алексей Сазанов, аудитор Счетной палаты РФ Андрей Батуркин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Вольвач, губернатор Рязанской области Николай Любимов, представители Министерства экономического развития РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.

Анатолий Артамонов указал, что парламентские слушания инициированы поручением палаты указанным Комитетам СФ с привлечением профессионального экспертного сообщества подготовить предложения о дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов страны.

— Это поручение было дано еще до пандемии, но сейчас его актуальность даже возросла. Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов Федерации. За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5 процента по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль - около 14 процентов. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15 процентов, — сказал сенатор.

Анатолий Артамонов подчеркнул, что при таком падении доходных поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников, неиспользованных резервов. «У нашего Комитета есть свои наработки, но сегодняшнее обсуждение с участием Счетной палаты, Министерства финансов, регионов, представителей науки, надеюсь, позволит выйти нам на системные предложения».

Парламентарий напомнил, что в этом году в целях поддержки субъектов предпринимательства им были предоставлены налоговые послабления — отсрочки по уплате налогов и страховых взносов и налоговые льготы.

— Это вынужденные меры, но они, конечно, привели к еще большему сокращению доходов бюджетов.

По его словам, согласно Основным направлениям налоговой политики на 2021-2023 годы налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот и освобождений, увеличатся в 2021 году на 7 процентов по сравнению с текущим годом и составят 4 триллиона 373 миллиардов рублей.

— Наш Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость наведения здесь порядка, отмены неэффективных льгот. И в этой сфере должна проводиться работа не только на федеральном уровне, но и на региональном. Я знаю, она уже ведется. Субъекты Федерации в результате такой работы могут получить дополнительные источники доходных поступлений в свои бюджеты, — сказал Анатолий Артамонов. 

Законодатель подчеркнул, что есть резервы в сфере налогового администрирования. Федеральная налоговая служба успешно применяет цифровые технологии, внедряет новые информационные сервисы. «Это – реальные резервы увеличения собираемости налогов и сборов».

По словам Анатолия Артамонова, вопросы противодействия «теневой» занятости сейчас стоят очень остро.

— Из-за того, что работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов, — а зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка, — бюджетная система страны недополучает порядка 3 триллионов рублей доходов или почти 3 процента ВВП.

По оценкам экспертов, примерно 30-40 процентов россиян получают зарплату «в конверте», поэтому необходим комплекс мер по противодействию выплате неофициальной заработной платы наемным работникам. Здесь также кроются резервы дополнительных поступлений НДФЛ, отметил сенатор.

— Можно еще перечислить борьбу с «серыми схемами» для уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, совершенствование применения специальных налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства, наведение порядка в учете объектов налогообложения региональными и местными налогами. У нас есть предложение вернуться к налогообложению движимого имущества, оставив освобождение только для имущества, принятого на учет после 1 января 2015 года, — сказал Анатолий Артамонов. 

По его словам, при подготовке парламентских слушаний были собраны предложения субъектов Федерации по обсуждаемому вопросу. Они обобщены и размещены на сайте СФ.

Дмитрий Вольвач подчеркнул, что деятельность ФНС направлена на предупреждение налоговых правонарушений и создание комфортных условий для самостоятельной уплаты налогов бизнесом и гражданами в первую очередь за счет накопленных компетенций и созданной IT-инфраструктуры. При этом ведомство сосредотачивает контроль на серьезных потенциальных налоговых нарушителях. Налог на доходы физических лиц – один из основных источников доходов региональных бюджетов - как ожидается, вырастет по итогам текущего года на 5-6 процентов по сравнению с прошлым докризисным годом.

— Это связано и с обелением рынка труда и рынка заработной платы, и с теми мерами поддержки, которые напрямую были законодательно увязаны с уровнем зарплаты, которую работодатель выплачивает своим работникам. 

Говоря о налоговом режиме для самозанятых, он сообщил, что в 2020 году к нему присоединились все регионы. В таком режиме работают 1,3 миллиона человек, ежедневно подключаются по пять тысяч самозанятых. «Это уже состоявшийся налоговый режим».

Алексей Сазанов проинформировал о законодательных мерах по повышению собираемости налогов, которые уже приняты и вступят в силу с 2021 года. В частности, это корректировка отдельных параметров налога на дополнительные доходы от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых.

— По нашим оценкам, это приведет к дополнительным поступлениям в следующем году в размере двухсот сорока миллиардов рублей. С 1 января 2021 года повышается до 15 процентов ставка НДФЛ в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей в год. 

По итогам обсуждения Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам подготовит рекомендации с учетом прозвучавших предложений. которые будут направлены в Государственную Думу и Правительство РФ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика