Звёздный путь

Марина КАРАМА
18.04.2019 10:55
Как деревенский мальчуган открыл дорогу в космос.

   На фасаде здания Мосальской городской школы №1 есть табличка с фотографией земляка, который вошел в историю как сподвижник Сергея Королева. Вклад, который внес уроженец района выдающийся ученый и конструктор Константин Бушуев в развитие ракетно-космической техники, значителен. Достаточно сказать, что он руководил разработками первого, второго и третьего искусственных спутников Земли.

Бушуев 01.jpg
Золото наград и званий

    К.Д. Бушуев, член-корреспондент Академии наук СССР, доктор технических наук, профессор, был Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской, Сталинской и Государственной премий, кавалером трех орденов Ленина, орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени. В числе наград - Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР, Почетный диплом Международной авиационной федерации и премия А. Эмиля Международной астронавтической федерации.

   Летать!

    Родился Бушуев в 1914 году в семье учителей, которые преподавали в селе Чертень Мосальского уезда. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец умер от тифа. Воспитывался Костя в чисто женском коллективе – мама, две сестры. Поэтому твердые мужские решения пришлось научиться принимать рано – к примеру, начать заниматься физической закалкой из-за слабого здоровья.

    После окончания семилетки комсомолец трудился на строительстве железной дороги Вязьма – Брянск. Смекалистого парня заметили и направили на обучение в индустриальный техникум города Песочни. С полученным багажом знаний по распределению попал на московский завод им. Войкова. И увлекся авиацией.

    Совмещая новые интересы с работой, прошел курс обучения в Центральном аэроклубе в Тушине. А затем твердо решил стать инженером-летчиком-испытателем и поступил в МАИ. К сожалению, по состоянию здоровья летную практику все же пришлось прекратить, но эту нишу заполнило вдохновение идеями Циолковского о межпланетных путешествиях.

   Конструктор

    В первые дни Великой Отечественной войны молодого специалиста авиаконструктор Виктор Болховитинов пригласил в Объединенное конструкторское бюро. Тогда перед ними Сталин поставил задачу разработать за 40 дней первый отечественный ракетный истребитель БИ.
Испытания на буксире начались в срок, а в мае 1942 года БИ-1 первым приручил летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи. Полеты продолжались, однако в марте 1943 года самолет, достигнув слишком высокой скорости, вошел в пике и врезался в землю. Работу над перехватчиком возобновили в 1944 году.

   Виток судьбы

    А затем в жизни нашего земляка произошел неожиданный и резкий поворот. Его безупречные анкетные данные стали решающими для направления на учебу в Академию внешней торговли.

    …Тем временем коллеги-конструкторы занимались развитием ракетостроительной промышленности. Константин Давыдович не смог изменить своей мечте и оставил перспективу дипломатической карьеры.

фото 4.jpg

   Ближе к космосу

    Проектно-конструкторский отдел №3 НИИ-88 Министерства СССР, возглавляемый Сергеем Королевым, стал местом работы Бушуева на всю жизнь.

    Константин Давыдович возглавил проектный сектор, который занимался ракетами большой дальности. И вновь плечом к плечу единомышленники приближались к поставленным целям. В 1949 году ракета Р-2Э достигла дальности 600 км, а в 1953-м создана Р-5 с дальностью 1200 км.

    Затем конструкторов ждал уникальный проект – разработка двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7, способной донести термоядерную часть массой шесть тонн до Америки или вывести на орбиту искусственный спутник Земли массой полторы тонны. Научным руководителем стал Сергей Королев, а ответственным исполнителем не кто иной, как Константин Бушуев.

    Казалось бы, ученые занимались разработкой боевых ракет, однако каждая из них была нужна и для научно-исследовательских целей, для космического будущего.

    Создание МБР Р-7 сокрушило миф о неуязвимости США, а также позволило вывести на орбиту спутник, открыв тем самым 4 октября 1957 года космическую эру. Тогда же Бушуеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

    А в 1961 году после триумфального события, первого космического полета Гагарина, Королев направил в Государственный комитет СССР по оборонной технике письмо с просьбой утвердить соратника заместителем главного конструктора по космосу.

   «Салют», Бушуев!

    Бушуев был главным конструктором космических кораблей «Союз», орбитальных станций «Салют». Всемирную известность принесла его деятельность в качестве технического директора проекта экспериментального полета советского «Союза» и американского «Аполлона», которые состыковались на орбите.

    В пятидесятилетний юбилей, который наш земляк отметил 23 мая 1964 года, Сергей Королев сказал о своем преемнике много добрых слов, подарив ему книгу Циолковского «Космические ракетные поезда», которую в далеком 1929 году когда-то сам получил из рук гениального творца.
Мосальчане гордятся этим удивительным человеком, сумевшим воплотить высокую юношескую мечту в реальность и внесшим существенный вклад в развитие космонавтики.

При написании использованы материалы книги «Мосальск. Летопись края с древнейших времен» А.Е. Зайцева.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика