Золотая заплатка

Тамара КУЛАКОВА
26.08.2019 07:00
Почему наши дороги обречены на хронический ремонт?

    Каждую весну мы с тоской смотрим на то, что осталось от наших дорог. Их регулярно ремонтируют, но до радикального улучшения пока далеко - асфальт то и дело трескается, образуются ямы, уплывают куски дорожного полотна…

    Всем известно, что в нашем климате грунт зимой промерзает, вызывая деформацию дорожного покрытия. Неужели это главная причина, и мы обречены заниматься хроническим ремонтом дорог, каждый год расходуя колоссальные деньги? Может, в России неправильные стандарты на дороги, не соответствующие нашим условиям?

    - Нет! – говорят стандарты, всё у нас предусмотрено, и если чётко следовать правилам, то покрытие должно служить от пяти до десяти лет. То есть пять лет – минимальный срок!

   Весеннее испытание

    Любой уважающий себя дорожник должен эти правила знать. Они не засекречены, и желающие могут познакомиться со сводом правил СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги».

    В них подробно описаны все требования, в том числе по качеству асфальта. Оно зависит от однородности смеси, минеральных и полимерных добавок, температуры укладки, уплотнения и других показателей. Причём состав смеси планируется заранее в соответствии с климатом и предстоящей нагрузкой на дорогу.

    Асфальт очень удобен для укладки, так как обладает пластичностью, но проблема в том, что этот материал пористый. Поры заполняются водой, которая, как мы знаем со школы, при морозах расширяется. Напряжение раз за разом накапливается и в итоге разрывает асфальт изнутри. Чем ниже плотность асфальта, тем больше воды он впитывает и тем разрушительнее воздействия морозов.

    Чтобы уменьшить пористость и повысить плотность, по вязкому асфальту ездит каток. Но достаточно ли укатан асфальт и какого он качества, в большинстве случаев определить на глаз невозможно. Можно заметить только совсем явные огрехи, да и то лишь глазом опытного специалиста. А остальным гражданам, включая общественников, желающих проконтролировать результат, смотреть, в общем-то, бесполезно! Свежий асфальт им всегда кажется нормальным.

   Держи асфальт в тепле

    Мы часто видим, как ремонтируют дорогу в холод или дождь, и дорожники уверяют, что новые материалы и современные технологии позволяют добиться хорошего качества. Но почему-то число ямок до сих пор не уменьшилось…

    А что говорит свод правил, может, он уже изменён под эти новшества? Нет, он по-прежнему требует соблюдения погодных условий. Конкретно: асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 градусов, осенью - не ниже 10, а для температур от 5 до 0 установлены особые требования по толщине слоя, составу и плотности смеси. И никаких морозов и дождей!

    Но знают ли об этом рабочие? Вряд ли. Они только выполняют указания прорабов и мастеров, которые должны знать нормативы и соблюдать их. Но… Видимо, основная цель ремонта – завершить работу в срок.

   Подушка на дороге

    Чтобы под тяжестью машин асфальтовая поверхность не проваливалась, под ней должна быть так называемая подушка. При проектировании самого простого варианта закладывается слой песка 30-50 см и 20-30 см щебня. Они должны быть определённой чистоты (без примесей), прочности и размера. Для крупных шоссе щебёночная подушка может быть и более 40 см и состоять из слоёв щебня разных фракций. Чем крупнее, тем ниже слой.

    Всё это укатывается, чтобы получилась максимально плотная структура. Если укатать кое-как, то покрытие из-за нагрузки скоро разрушится. Если щебень сэкономить, заменив не таким прочным и морозостойким, но более дешёвым, то он тоже скоро разрушится до порошка, легко впитывающего воду. Соответственно просядет и асфальт.

    Сейчас для ремонта появилась новая техника – грохочущие машины, срезающие верхний слой асфальта и уплотняющие остаток. Поверх него кладут свежий асфальт. Но подушка остаётся прежняя. По нормативам основание дороги должно служить 5-7 лет, но во что оно к этому времени превратилось под колёсами тысяч автомобилей? Мы можем только гадать и верить в лучшее.

   Драгоценная ямка

    У нас стала привычной картина, когда без конца заделывают ямы. И даже неспециалисту ясно – не по правилам! В любую погоду насыпают кучку камней, часто прямо в грязь или лужу, сверху кладут асфальт и слегка укатывают. Это если вообще каток есть, но трамбуют и вручную. Не гонять же большой каток ради нескольких дырок на дороге!

    Какой бы суперновейший асфальт ни использовали, при такой «технологии» он быстро развалится. Но деньги за работу всё равно идут настоящие, хотя практически это гарантированный брак. С тем же успехом можно замазывать ямки пластилином.

   Мечтать не запретишь

    Заключение: несоблюдение хотя бы одного этапа работ превращает все труды в пустые хлопоты. Выход один – на каждом этапе должен быть контроль опытных специалистов. А если их не хватает, значит, следует готовить нужных профессионалов в региональных вузах, чтобы мечта о хороших дорогах наконец сбылась.

BeautyPlus_20190808191127055_save.jpg    Валерия ПОПЕРИНА, генеральный директор компании «С-ТЕСТ», проводящей испытания и независимую экспертизу строительных материалов и работ, член Ассоциации предпринимателей Калужской области:

    - Всё зависит от качества работ и материалов. Для ремонтных работ предусмотрена периодичность, зависящая от интенсивности движения. Но из-за ошибок и нарушений зачастую приходится проводить ремонты чаще. Чтобы срок службы покрытий был оптимален, необходим всесторонний контроль - в дорожном строительстве контроль никогда не бывает излишним!
Россия – страна большая, здесь несколько климатических зон, в каждой свои условия. Наша Калуга расположена во II-й климатической зоне – самой опасной относительно переходных периодов зима-весна, когда за сутки в течение недель температуры могут меняться на десятки градусов. В это время на дороги оказывается максимальная климатическая нагрузка, и, если вспомнить, все ямы начинают «расцветать» именно в этот период. 

    Национальный проект «Безопасные качественные дороги» - замечательная идея! Но в большинстве реализуемых проектов на дорогах, в частности, Калуги, данные работы лежат в области не капитального строительства и реконструкции, а всего-навсего ремонта дорог. Муниципалитеты, которые возлагают на свои плечи эту непосильную ношу, документально ограничены. Они связаны тем, что при ремонте могут только снять верхний слой, выровнять покрытие и положить новый слой щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Отсюда зоны перманентного ремонта и непрекращающейся ямочности.

    И даже при качественном ремонте - это как дырку каждый раз латать. В итоге она все равно износится. На наш взгляд, проблему может решить только комплексная экспертиза и оценка состояния дорог до планирования ремонта! Это вообще один из краеугольных камней дорожного процесса. Нужно определить, что находится в основании дороги, разработать конструктивные решения, привлечь грамотных специалистов и только потом делать. Безусловно, это трудоемкий, высокотехнологичный и финансово затратный процесс.

    Можно сделать 100 километров дорог – и не сделать их, а можно построить 20, но так, чтобы они отработали, на радость всем нам, весь свой эксплуатационный ресурс!

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика