Юлия Морозова – победитель областного конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» в номинации «Лучший молодой учитель года – 2019»." />

Знать, чтобы уметь!

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ
06.08.2020 15:16
Преподаватель информатики из Кирова Юлия Морозова – победитель областного конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» в номинации «Лучший молодой учитель года – 2019».

По её наблюдениям, современные школьники не доверяют слову «надо», зато с огромным энтузиазмом осваивают новые знания, если понимают их практическую ценность. Именно эту особенность Юлия учитывает при подготовке к каждому занятию. Школьное образование таким образом становится ближе к реалиям современной жизни.

Удочка, а не рыба

Юлия Морозова после школы окончила физико-математический факультет Смоленского государственного университета и вернулась работать в родной город. Её предмет – информатика – не позволяет стоять на месте, ведь сфера IT стремительно развивается. Чтобы давать ученикам актуальные знания и умения, учитель информатики сам должен ежедневно учиться и переучиваться. Юлия быстро пришла к пониманию, что именно этот навык она должна развивать и в своих учениках.

– Никогда раньше окружающая действительность не менялась так быстро. Трудно достоверно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся в жизни нашим ученикам, – поясняет учитель. – Но им точно пригодится умение осваивать новую информацию, самостоятельно добывать недостающие знания и почти мгновенно внедрять их в практику. Именно поэтому преподавать нужно иначе.

Современные родители и учителя изрядно устали от постоянного вопроса школьника: «Зачем мне это надо?» Не у каждого педагога есть понятный подростку ответ на этот вопрос. Часть преподавателей, привыкших работать по старинке, не хотят менять систему. Возникает конфликт. Молодому специалисту, который сам совсем недавно был на ученической скамье, порой легче поставить себя на место школьника и понять его мотивацию.

– Ученики требуют, чтобы мы связывали уроки с реальной жизнью толстым канатом, – говорит Юлия. – Если канат хорошо завязан – ученик сам вытащит гранит науки, каким бы тяжёлым он ни был. Цель современного учителя – давать удочку, а не рыбу.

Разумеется, это требует тщательной подготовки к уроку, часто индивидуального подхода к каждому ученику. Сейчас можно найти множество интереснейших проектов, способных помочь. Такие конкурсы, как «Проектория», WorldSkills Russia Juniors, существуют именно для этого.

– Мы с моими учениками принимали участие в «Проектории», – рассказывает молодой педагог. – Дети получали вполне конкретное жизненное задание, в котором должны были проявить свои школьные знания. После очередного этапа один из учеников настолько влюбился в то, что выполнял для проекта, что захотел стать профессионалом. Разве я могла бы придумать мотивацию лучше? Другой же, наоборот, сказал, что это «не его», но он все-таки увидел, как наши знания воплощаются в практику. Он нашел свое «зачем» и понял, на каком уровне должен знать предмет.

WorldSkills Russia Juniors – аналогичный практический проект.

– Дети работали с программами семейства Adobe, – вспоминает Юлия. – По техническому заданию они придумывали торговый логотип, прорисовывали его и выводили на печать для различных поверхностей – баннеры, листовки, футболки, кружки. Это настоящая работа – здесь нужны и практические знания, и креативность, и умение найти недостающую информацию и тут же её применить. Аналогичные задания я стараюсь давать им во время обычных школьных уроков. Президент России сказал, что наши выпускники должны быть конкурентоспособными. Раньше это было про знания, теперь это ещё и про умения. Министр образования Калужской области Александр Аникеев считает, что в образование должны прийти технологии из бизнеса. Мне кажется, это про умение учиться, переучиваться, мыслить креативно, создавать нечто новое, внедрять свои идеи в реальность.

Призвание плюс усердие

Юлия с искренней благодарностью отзывается о коллективе, в который пришла на работу. Она говорит, что поддержки было гораздо больше, чем критики. Юлия считает, что, если молодые педагоги уходят после первого года в школе, значит, эти люди ошиблись в выборе профессии. По ее мнению, педагог – это призвание. Его нужно в себе почувствовать.

Показатель эффективности учителя – результаты его учеников. Дети, подготовленные Морозовой, регулярно становятся победителями районных олимпиад, лауреатами областного конкурса имени Чижевского, хорошо показывают себя во всероссийских образовательно-практических проектах.

– Современные дети – мультипотенциалы. Они умны и легко учатся. Некоторые даже кажутся мне гениальными, – говорит Юлия о своих учениках.

Летом 2019 года молодые педагоги из Кирова Нина Курчина и Юлия Морозова совместно со своими учениками реализовали интереснейший грантовый проект «#ФИЛЬМНАШ». По их инициативе в городском парке работал летний кинотеатр. В нём шли сеансы лучших советских фильмов. Проект создавался, чтобы познакомить подростков со знаковыми для советского кинематографа картинами. Люди приходили целыми семьями и вновь смотрели «Свадьбу в Малиновке», «Любовь и голуби», «В бой идут одни старики» и другие советские фильмы.

Чтобы создать уютную атмосферу во время сеанса, организаторы раздавали зрителям пледы и горячий чай. В реализации проекта «#ФИЛЬМНАШ» активно участвовали волонтеры школьного добровольческого объединения. Показ планировали продолжить и летом 2020 г., но помешали пандемические ограничения.

Учить практике не меньше, чем теории, – это именно то, что сейчас нужно обществу.

Фото предоставлены Юлией Морозовой.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика