Здравствуйте, робот!

Елена МАЦИОНГ, "РГ"
07.02.2020 13:10
Рядом с нами появились электронные личности.

    Мы живем в новой технологической реальности, будто нас переместили в сцену фантастического фильма.

    Владимир ПУТИН, президент РФ:
    - Сейчас во всем мире разворачивается дискуссия о социальных аспектах и последствиях использования искусственного интеллекта, это очень важная тема. Предлагаю профессиональному сообществу, компаниям подумать над формированием свода этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом.

   Долги «выбивал робот»

     Недавно в Екатеринбурге долги из клиента «выбивал» робот-коллектор. Причем, мужчина и не догадывался, что больше месяца разговаривал с искусственной интеллектуальной системой, настолько изобретательно были выстроены диалоги. Робот представился руководителем коллекторского агентства, назвав женские имя, фамилию и отчество, и приятным голосом отвечал на все вопросы, задавал уточняющие и «настоятельно рекомендовал клиенту погасить долги». При этом общеизвестно, что роботы сегодня могут разговаривать голосом любого из нас.

   Почти по Оруэллу

    В Китае между тем уже вовсю внедряется система социальных баллов, а проще говоря, тотальной слежки за гражданами с помощью искусственного интеллекта. Все, что делает китаец, фиксируется камерами с распознаванием лиц и десятками баз данных. За хорошее поведение начисляют баллы, за плохое - снимают. Принцип системы: люди с высокими результатами будут жить хорошо, а тем, кто уйдет в минус, не поздоровится. Могут запретить занимать определенные должности, не продать билеты на поезд или на самолет. Некоторые эксперты приходят в ужас, когда начинают анализировать, к каким результатам приведет эта умная «оруэлловская» система в будущем.

   Искусственный разум направил в пике

    При этом известно, что даже малейшие просчеты в проектировании интеллектуальных систем могут приводить к катастрофическим последствиям уже сегодня.

    Так, выяснилось, что из-за ошибочных показаний датчика и системы контроля полета самолеты Boeing-737 MAX могут сами неожиданно уходить в пике. Получив неверные вводные об обтекании крыла потоком воздуха, самолеты автоматически опускают нос вниз. Этот факт честно признали в компании после того, как Boeing-737 MAX-8 индонезийской авиакомпании Lion Air потерпел крушение в октябре 2018 года над морем у западного побережья острова Ява. На борту находились 189 человек, все погибли.

    В Аризоне беспилотное авто от Uber сбило женщину, переходившую улицу в неположенном месте. В кресле водителя находился пилот-человек, но он не успел остановить машину. Эта авария стала первым смертельным ДТП с участием автомобиля, имеющего третий уровень автономности. Оказалось, лазерные радары машины распознали пешехода за целых 5,6 секунды до аварии. Но алгоритм решил не снижать скорость и начал экстренное торможение только за 0,2 секунды до столкновения.

   Как их переиграть

    Все эти факты, впрочем, повод не для развития массовой паранойи, а как раз для того, чтобы человечество, насколько это возможно, действовало на опережение, предугадывало возможные опасности, которые могут возникнуть при внедрении технологий с использованием искусственного интеллекта. Об этом сегодня в голос говорят эксперты. Ведь прогресс останавливать глупо. Причем риски не только и даже не столько технологические, сколько юридические, правовые и этические. Последний аспект особенно важен при разработке систем управления беспилотными автомобилями. Какой алгоритм, скажите, нужно заложить разработчикам в гипотетической ситуации, когда на дороге перед машиной неожиданно появляется старушка, а с другой стороны - маленький мальчик? То есть проблема выбора состоит в том, что кто-то неизбежно должен пострадать.

    В реальной жизни исход этой конфигурации на дороге зависит от индивидуальных физиологических особенностей водителя, его реакции, - словом, того, как сработает человеческий мозг в этой экстремальной ситуации. И при любом ужасе она разрешается «естественным» путем, но вот простят ли искусственному интеллекту смерть кого-то из участников движения? И как вообще интеллектуальной системе решить эту заведомо неразрешимую задачу? Заложить в алгоритм действия частотность поведения водителей в таких ситуациях? Пожертвовать старушкой? И кому на откуп дать решение этой задачи, при которой, по сути, будут вершиться судьбы людей? Отдельно взятому коллективу разработчиков? И как потом быть с юридическими последствиями этой дорожной дилеммы? Вопросов масса.

    Недавно в рамках Гайдаровского форума состоялась очень злободневная и интересная дискуссия «Этические проблемы применения цифровых технологий: как искать решение?».

    Эксперты высказывают различные подходы к принципам установления ответственности за действия искусственного интеллекта - от полного освобождения кого-либо от ответственности, по аналогии с обстоятельствами непреодолимой силы, ответственности конкретного субъекта - производителя, разработчика, владельца, пользователя и т.д. и вплоть до личной ответственности роботов при условии наделения их правами и обязанностями, статусом электронной личности.

Экспертные мнения

    Валерий Карпов, вице-президент Российской ассоциации искусственного интеллекта:
    - Чаще всего эту ответственность возлагают на «программиста», но он лишь оператор, который закладывает правила поведения, определяемые экспертом, специалистом в некоторой предметной области. В случае этики - неким моральным философом, например. Именно эксперт - моральный философ - и несет ответственность за суть поведения системы и то, на чем должна основываться логика принятия решений. Какой «моральный кодекс» будет предоставлен, такой и будет реализован «программистом».

    Роман Душкин, директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта:
    - Есть несколько вариантов, кому нести ответственность: разработчику, владельцу, пользователям и самому искусственному интеллекту. Четвертый вариант - радикальный. В большинстве стран законодательство устроено так, что, если что-то случилось, человек, который виноват, возмещает ущерб деньгами или попадает в тюрьму. Соответственно, интеллектуальная система тоже может отвечать за свои ошибки деньгами. Возьмем автономный беспилотный автомобиль, у него есть определенные потребности: топливо, электричество, техническое обслуживание, запчасти и потребность в деньгах для всего этого. Он их зарабатывает своей функциональностью, перевозкой пассажиров. Машина тратит меньше, чем зарабатывает, и копит деньги, которыми она будет отвечать, если что-то случится, и с нее будет взыскано возмещение ущерба.

Материал предоставлен rg.ru

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика