А вот перевозчики встретили новинку без особого энтузиазма. Ведь введение автоматизированной системы учёта и контроля лишает их возможности утаивать часть прибыли, не радует и обязанность перевозить льготников.
С появлением транспортных карт между пассажирами и перевозчиками возникли достаточно серьезные разногласия. Жители Обнинска недовольны, что водители прячут устройства для считывания карт, ссылаются на неисправность, а в ответ на требование включить валидатор хамят на ломаном русском, что только обостряет и без того сложную межэтническую обстановку в городе. Водители маршруток со своей стороны жалуются на пассажиров. Хитроумные горожане быстро просекли все прелести безнала и стали предъявлять к оплате чужие карты для льготного проезда.
Сотрудникам управления потребительского рынка, транспорта и связи Обнинска приходилось выходить на разговор не только с руководством, но и с водителями, объяснять, как работает система. Вскоре перевозчики убедились, что она действительно работает. Стоит только собрать пакет документов на получение субсидий – и пожалуйста. Первые компенсации за перевозку льготников уже поступили на счета компаний.
– Мы продолжаем работать с перевозчиками, – рассказывает глава управления Анна Ерёмина. – Мы регулярно проводим разъяснительную работу и пытаемся донести до перевозчиков мысль, что прогресс неотвратим и им так или иначе придётся с этим смириться. В конце концов, если хотите остаться на маршруте, выполняйте требования контракта.
Несмотря на сложности, за три месяца работы системы безналичной оплаты проезда количество её пользователей в наукограде утроилось и, по последним данным, составляет почти 45 тысяч человек. А это треть населения Обнинска.
С 1 октября в России введена ответственность за отказ от использования кассовых аппаратов на транспорте или нарушения в их использовании. Правда, до конца года проверки соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники проводиться не будут. Но жалобы граждан учитываются и направляются для рассмотрения в компетентные органы. Первый из них – налоговая инспекция. Транспортная карта, равно как и единый социальный проездной билет, сочетают в себе и платёжное средство, и средство налогового контроля. Отсюда и название – автоматизированная система учёта и контроля.
– Система внедряется. Да, тяжело, но внедряется, – отмечает Анна Ерёмина. – Рано или поздно всё наладится.
Уже сейчас оборот наличных денег на транспорте сократился, сам сегмент этого бизнеса стал прозрачнее. Это заметили и владельцы компаний-перевозчиков, которые стали получать прибыль без «водительского отъёма». Ну а то, что частные пассажироперевозчики начали возить льготников, это для Обнинска настоящий прорыв.
Фото: Антон БОГУН.