С давних времен известно, что в начальной школе закладывается основа будущих упехов ребенка, прививается интерес к знаниям и желание учиться, постигать что-то новое. Но если это «новое» становится камнем преткновения и этот «гранит науки» ребенку не по зубам, то у маленького человека, только начинающего познавать окружающий мир, пропадает интерес к учебе.
Обрывки информации
Нередко приходилось слышать и читать в социальных сетях высказывания экспертов об учебниках «Окружающий мир», в частности под редакцией А.А. Плешакова. Качество их содержания вызывает множество вопросов. Изучаемые темы (права ребенка, Конституция России, сведения из жизни животных, некоторые данные из истории, элементы анатомии, устройство жилища, фотосинтез) не имеют единства. Это обрывки информации из разных предметов, как правило, абсолютно не соответствующей возрасту ребенка, а многие темы должны изучаться в средних классах.
По программе «Окружающего мира» дети вынуждены постоянно готовить презентации. То есть предполагается, что уже в начальной школе ребенок должен уметь работать с компьютерными программами, уметь найти материал в интернете, систематизировать его. При этом игнорируется важный принцип обучения - «от простого к сложному». Учителя начальных классов, с которыми приходилось общаться, говорили о том, что курс «Окружающий мир» - это объемный и сложный материал, включающий в себя знание различных предметов: физики, химии, биологии, истории, обществоведения.
В голове - винегрет
Ксения МИХЕЕВА:- Моя дочь переходит в 5-й класс. За четыре года мы намучились с «Окружающим миром». В учебниках какая-то чехарда, смешивание различных тем. Ребенок должен запоминать артерии и вены, круговорот воды в природе, достопримечательности Франции и Великобритании. В результате в голове - винегрет. В рабочих тетрадях сплошные кроссворды и «угадайки» с выбором ответа. Постоянные фразы: «пусть родители помогут, подскажут». Получается, родители учатся за детей.
Светлана МАКАРОВА:
- Делали с дочкой в 3-м классе задание в рабочей тетради. Там сказано: «посмотри в справочной литературе определение понятий «акциз» и «пошлина». Серьезно? Как втолковать это ребенку девяти лет, когда многие взрослые не смогут вразумительно объяснить, что такое акциз? Глянула в учебник. Там нет таких определений.
Наталья ЛУГОВАЯ:
- Позади четыре года «изучения» этих «учебников». Почему в кавычках? Потому что учебники - от слова «учить». В 1-2-м классах это были «веселые картинки». В 3-4-м классах появилась текстовая информация, но все равно фраза в заданиях «посмотри в учебной литературе или в интернете» присутствовала. И вообще эта помесь из рисования,природоведения, истории, литературы раздражала. Отлично помню старое доброе «Природоведение», потому что там все было толково изложено. И однажды после жалобы ребенка на то, что ничего не понятно, достала советский учебник (сохранился один) - и все стало понятно. Еще одним открытием был учебник по естествознанию 1939 года издания. Тоненькая книжечка, рассчитанная на все три (!!!) года обучения в начальной школе, содержит информации больше, чем все четыре здоровых учебника, которые ребенок носил в школу вместе с такими же рабочими тетрадями.

Инструмент работы учителя
С вопросами по поводу многочисленных жалоб на качество содержания учебников «Окружающий мир» мы обратились в министерство образования и науки региона. И получили такой ответ:
- В школах используется только та учебная литература, которая внесена в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения РФ. Учебники по предмету «Окружающий мир» под редакцией Андрея Плешакова входят в данный перечень, что говорит о высоком качестве их содержания.
Экспертные и оценочные процедуры, направленные на определение качества учебников, проводит федеральный Институт содержания и методов обучения РАО. Решение о приобретении тех или иных учебников принимает администрация школы вместе с учителями начальных классов.
Учебник - это один из инструментов работы педагога. Учитель должен внимательно проанализировать структуру и содержание учебника, чтобы дополнить свои уроки необходимыми методическими решениями, позволяющими преодолеть сложности, связанные с форматом изложения материала в отдельных разделах. Издание единых государственных учебников является важнейшей тенденцией развития современного образования, формирующей единое образовательное пространство. Этот процесс охватит не только историю, но и другие предметы. Прогнозируем, что на уровне начальной школы тоже появится единый учебник.
Экспертные и оценочные процедуры, направленные на определение качества учебников, проводит федеральный Институт содержания и методов обучения РАО. Решение о приобретении тех или иных учебников принимает администрация школы вместе с учителями начальных классов.
Учебник - это один из инструментов работы педагога. Учитель должен внимательно проанализировать структуру и содержание учебника, чтобы дополнить свои уроки необходимыми методическими решениями, позволяющими преодолеть сложности, связанные с форматом изложения материала в отдельных разделах. Издание единых государственных учебников является важнейшей тенденцией развития современного образования, формирующей единое образовательное пространство. Этот процесс охватит не только историю, но и другие предметы. Прогнозируем, что на уровне начальной школы тоже появится единый учебник.
Нужны системность и единство
Сложно понять, по какому принципу отбираются учебники специалистами Института содержания и методов обучения РАО. Неужели они думают, что все дети, рожденные в цифровое время, вундеркинды? В учебниках, «рабочих инструментах» учителя, должны быть систематичность и последовательность изложения материала, разделы выстроены по единому плану. Как это было в советском «Природоведении». Да, надо вносить изменения, жизнь не стоит на месте. Но не надо стесняться брать из нашей истории то, что было со знаком качества. Тексты должны быть небольшие по объему, доступные для понимания и пересказа.Пока не будет серьезного подхода к учебникам для начальных классов, как это наконец-то произошло с учебниками по истории, «Окружающий мир» для наших детей останется запутанным и туманным.
Михаил БОНДАРЕВ
Фото из архива Ксении Михеевой