Темой крупнейшего в Европе и России фестиваля ленд-арта стала «Игра в предсказания». Новые инсталляции и перформансы, связанные с гаданиями, прогнозами и экстраполяциями, предложили гостям заглянуть в будущее, как через магический шар.
650 гектаров волшебства
На три дня художники, архитекторы, музыканты, поэты и артисты из разных уголков нашей страны примерили на себя амплуа медиумов. У деятелей искусства это получилось весьма органично. По долгу профессии творческие люди в своих произведениях зачастую ищут ответ на вопрос, существовавший еще раньше нас: «Что будет дальше?».
Для настоящих ценителей прекрасного подготовили космический маршрут в самой гуще леса, охватывающий 34 главных арт-объекта парка. Местом силы стала «Капсула с предсказаниями», которую создали по замыслу Алексея Козыря. Известный дизайнер родом из Москвы, учился в архитектурной школе в Лондоне, после чего вернулся воплощать свои идеи в Россию. Многим известна Ледяная пещера в столичном парке Зарядье, автором которой стал именно Алексей. Несколькими годами ранее архитектор уже дарил инсталляции «Бельведер Звизжский» и «Блиндаж» калужскому арт-парку.
Ирина Корина и Илья Вознесенский построили «Павильон заблуждений», буквально сотканный из кусочков ткани и элементов живой изгороди. Инсталляция по архитектурным решениям очень похожа на базилику, а в целом напоминает хижину заплутавшего путника в какой-нибудь южной провинции Италии, только без окон и дверей. Внимательный и проницательный гость наверняка поймет, что означают рисунки в виде лабиринтов на стенах этого домика. Дверь в счастливое будущее может открыться перед каждым из нас, даже если за утренней чашкой кофе этого ничто не предвещало. А еще что из любой ситуации есть выход, достаточно лишь сделать правильный выбор.
В «Никола-Ленивце» также появился и «Павильон предсказаний». Там участников фестиваля встречал искусственный интеллект. Современные нейросети помогли гостям сгенерировать как личные прогнозы судьбы, так и сценарий ближайших десятилетий жизни всего человечества. Нашему корреспонденту, например, бот нагадал «жениха богатого».
Кроме того, среди свежих объектов парка дом-обелиск от бюро «Katarsis» и дом-воздухопровод, созданный группой «Алыча». В них теперь можно остановиться и пожить во время пребывания в нашем регионе. Венцом всех архитектурных решений, как и прежде, под стать всему парку стали свобода и искренность.
Новый проект «Капсула с предсказаниями» Алексея Козыря в виде контейнера, внутреннее убранство которого похоже на модульную домашнюю библиотеку, выполнял свою эстетическую функцию совсем недолго. В ячейках «тайной комнаты» свои послания оставили более полутора тысяч гостей. Затем капсулу с письмами в будущее закопали под землю, где она будет храниться до 2050 года.
Отдых с пользой
Лейтмотив фестиваля в этом году глубоко социальный. Вселенная из года в год кричит своим разумным обитателям: «Эй, вы, на борту корабля, живите сегодняшним днем!» Ведь в современном мире предугадать, что будет завтра, – уже трудная задачка. Яркий пример тому пандемия коронавируса, которая обрушила планы миллионов людей.
Так что же нам остается? Наслаждаться каждой минутой рядом с близкими и не откладывать дела не потом. Этому, кстати, была посвящена одна из выставок фестиваля. Галерея «Наковальня» привезла в наш регион интерактивную экспозицию «Пустая трата времени», которая рассказывает об истории видеоигр. Геймдизайнеры тоже решили пофантазировать о грядущем будущем и создали несколько десятков ярких артов. Смекалистые художники подметили, что именно видеоигры помогают людям путешествовать во времени и открывать для себя новые страны.
Также гости фестиваля могли посетить и другие образовательные площадки, лектории, выставки, мастер-классы и даже поэтические баттлы. Нововведением этого года стали точки объединения молодых художников из регионов России. На несколько дней здесь развернулись арт-лагеря живописцев и дизайнеров из Самары, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и Апатитов. Многие кэмпы придумали уникальные способы познакомить посетителей со своим видением творчества. Например, самарская галерея «Виктория» подготовила для участников квест, во время которого они разыскивали картины.
О любителях театра на фестивале тоже позаботились. В частности, зрители увидели новое прочтение классики. Творческая группа «Пух и Прах» представила спектакль с эффектом погружения в среду «Сон Татьяны. Гадание», поставленный по V главе романа «Евгений Онегин».
Одним из главных объектов фестиваля стала 20-метровая коса-предсказательница «Косандра» Ульяны Подкорытовой. Во время фестиваля движущийся арт-объект перемещался по территории парка. Коса стала своего рода манифестом равноправия женщин и мужчин. Прикоснуться к громадной инсталляции, заметной с высоты птичьего полета, и стать участником перформанса смог каждый желающий.
Самым долгожданным событием вечерней программы стали концерты на семи сценах на просторах чащи леса. На «Архстоянии» выступили известные коллективы и артисты, исполняющие современную музыку: Shortparis, Pompeya, polnalyubvi, Эдi, Foresteppe, X.Y.R., ПОКЛАД, Ankobo + Kaboo и Wozhd.
Премьерой этого года стал масштабный звуковой перформанс «Пиродрама». Все поле вокруг музыкантов и артистов было покрыто огнем. Автором представления, написанного специально для «Никола-Ленивца», является композитор Владимир Горлинский.
Фото пресс-службы «Архстояния-2023».
Автор новости Евгения Фролова.