Во всех ты, душенька, нарядах…

Анастасия КОРОЛЁВА
05.03.2021 12:15
Козельчанки примерили старинную женскую одежду в интерьерах прошлых веков.

«Жизнь прабабушек глазами наших современниц» – такой фотопроект накануне 8 Марта задумали и воплотили журналисты районной газеты вместе с представителями Музея этнографии и быта при Сосенском культурно-досуговом центре «Прометей». Там организована выставка подлинных предметов быта, кукол, костюмов наших предков. Все это собирали по крупицам участницы фольклорного ансамбля «Млада» и Галина Кузнецова, заведующая по музейно–выставочной работе. Много лет они привозят из экспедиций по деревням района аутентичные обиходные вещи, которыми пользовались наши земляки несколько веков назад.

Ольга СУХОРУЧЕНКОВА.jpg
Ольга СУХОРУЧЕНКОВА, завотделом КДЦ по работе с детьми:

- Если бы была необходимость, то, конечно, носила бы такую одежду. А добровольно такой костюм не выбрала бы – неудобен, хотя и красивый. Мы сейчас привыкли все ходить в джинсах. И еще я очень люблю наряжаться, а у женщин в то время было так мало нарядов!

Ирина ЯКУНИНА.jpg
Ирина ЯКУНИНА, коренная козельчанка и бабушка двух внуков:

- Очень понравился костюм: теплый, красивый! А ткань какая приятная! Лапти я никогда раньше не надевала и сейчас удивлена тем, что они не грубые, как думалось, а, наоборот, очень удобные. С удовольствием носила бы такую рубашку, она просто шикарна! Ну и от фартука не отказалась бы. Панева – утепляет, ее хорошо носить в холодную погоду.

Полина ШАРИКОВА.jpg
Полина ШАРИКОВА, девятиклассница, эковолонтер:


- Жизнь женщин того времени, в которое мы сегодня окунулись, была тяжелой. Стирка, готовка, ткачество, пошив одежды – и это все вручную! Наряд, который я примерила, не совсем удобен, но очень красивый: яркие узоры, бусы, пояс. Я иногда использую повязки на голову, вплетаю в волосы ленты. Но это не в повседневной жизни, а перед выступлениями на сцене – занимаюсь хореографией.

Девочки, девушки, женщины

Праздничный костюм молодой женщины начинался с рубашки, или, как ее называли, манишки. Этот предмет одежды отличался длиной в зависимости от места проживания хозяйки: в Дешовках, например, манишки были под грудь, а в Клюксах – чуть ниже пояса. Узор на рукавах «красными лягушками» имели право носить только женщины детородного возраста. На свадебных нарядах к орнаменту добавлялись красные ромбы с точками посередине – символ засеянного поля, то есть пожелание плодородия в семейной жизни.

Сарафан завязывался спереди на веревку или ленточку, она исполняла не только функции застежки, но и была чем–то вроде современного бюстгальтера: приподнимала и поддерживала грудь. Кстати, застежки на одежде тех лет находились спереди не случайно и имели практический смысл – можно было, не раздеваясь, быстро покормить младенца.

Юбка у сарафана - короткая, чуть ниже колена, чтобы не создавалось помех в повседневной работе. В некоторых деревнях длина доходила максимум до середины икры, сильно длинных не было нигде в козельских краях. Подол отделывали черной бейкой.

И рубашка, и сарафан были размера «оверсайз». В этом свой резон: женщине не нужно было обновлять гардероб во время беременности. Поверх сарафана, под грудью, повязывали фартук – занавеску. Все наряды использовали бережно, передавали по наследству другим членам семьи или подругам.

Праздничный костюм предполагал еще повойник (головной убор наподобие шапочки), украшенный лентами, и расшитый бисером налобник. Количество жерелок и буз, как раньше называли бусы, было у владелицы в зависимости от достатка.

В торжественных случаях женщины обували ботинки «румынки» из натуральной кожи. Кстати, в повседневной жизни все ходили босиком. Лапти носили редко. Например, в церковь шли босыми, а возле храма, вытерев о траву ноги, надевали лапти. Или во время покоса, чтобы не наколоть ноги. А еще зимой, если не было валенок. В этом случае под лапти наматывали двойные портянки: шерстяные и льняные.

Женщины пожилого возраста надевали рубашку с нейтральным рисунком, а на нее паневу – юбку, которая завязывалась спереди на талии, как занавеска, сверху – фартук. Образ довершали деревянные бусы и платок, завязанный узлом под подбородком.

Рубашка незамужней девушки чаще всего была с ярким орнаментом – служила своего рода визитной карточкой хозяйки. Если подол бедный, не украшен вышивкой, значит, девушка ленивая и на хорошего жениха ей рассчитывать не стоит. Ширина рубахи была равна ширине двух холстов спереди и двух сзади: наши предки ничего не подгоняли по фигуре – экономили ткань. Лишние края в этом случае не отрезали, а излишек материи регулировался поясом. Его плели из шелковых нитей на дощечках, ткали на гусиных косточках и стане.

Незамужние девушки носили одну косу, вплетая в нее ленты. Как дополнительное украшение – расшитый налобник, но макушка, по традиции, до замужества должна была быть непокрытой.

Наденьте это немедленно!

Участникам проекта разрешили воспользоваться музейной коллекцией для фотопроекта. Так, впервые за многие десятилетия три представительницы разных поколений козельчанок примерили костюмы женщин конца XIX – начала XX веков. Проверили на себе и поделились с нами, насколько удобны были прабабушкам их сарафаны, паневы и фартуки.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика