Весна божественная и вечная

17.04.2020 12:59
Пасхальное послание высокопреосвященнейшего климента, митрополита калужского и боровского, Освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - Всем верным чадам калужской епархии русской православной церкви.

    Возлюбленные о господе пастыри, Всечестные иноки и инокини, Дорогие братья и сестры!

    Пришла весна духовная. Встретить ее Святая Церковь зовет всех пасхальным благовестием:

   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

климент.jpg    Принять радостную весть о победе Жизни над смертью мы готовились подвигом Великого поста. Еще несколько дней назад вместе с апостолами мы следовали за Христом на Тайную Вечерю, в Гефсиманский сад и видели предательство Иуды. Вместе с Пресвятой Богородицей мы предстояли Кресту Господню, взирая на Распятого Спасителя, и с женами-мироносицами смотрели, как праведные Иосиф и Никодим полагали во гроб Его бездыханное тело. Ныне мы видим иную картину: распахнутые Царские врата, что, по мысли святителя Иоанна Златоуста, знаменует «отверстие Небес» Воскресением Христовым. И теперь, как призывает преподобный Симеон Новый Богослов, мы благодарим «Христа Господа, сподобившего нас переплыть море поста и введшего нас с радостью в пристань Воскресения».

    Мы видим, как неодушевленная природа возрождается от зимней мертвенности, неся в нашу жизнь ощутимое свидетельство пасхального торжества. Как «день сменяет ночь», так и «весна сменяет угрюмость зимы», — замечает священномученик Климент Римский. Святитель Василий Великий приводит в пример деревья, которые еще недавно казались совсем безжизненными, а теперь дают побеги и покрываются свежей листвой. «Наблюдая весну, невольно видишь в ней некое знамение, которым земля ежегодно приветствует Победителя ада и смерти», — подытоживает святитель Иннокентий Херсонский.

    Несравненно большую радость, чем весеннее обновление природы, несет верующему сердцу Пасха Господня. Святитель Василий Великий называет воскресшего Христа весной божественной и вечной, которая «радует зрение верою и наполняет наши сердца духовными ароматами». В этот Праздник Праздников мы торжествуем главное, что сделал для нас Христос Бог, — Он умер за наши грехи и воскрес, даровав нам вечную жизнь в Его Царстве.

    Святитель Феофан Затворник уподобляет Царство Божие совершенному саду, саженцы для которого Господь взращивает на земле, словно в теплице. «Животворный рассадник» Божий — это Церковь Христова, где «благодать Духа Святого всесторонне и разновидно объемлет нас», так что воды, света и тепла для роста духовного мы имеем с избытком. Итак, нам надо заботиться, чтобы наши души ожили и воскресли со Христом именно здесь, пока мы живем на земле, пока у нас еще есть возможность последовать за Спасителем: умереть для греха и воскреснуть для Бога (Рим. 6, 8—11).

    В эти святые дни Пасхи Христовой постараемся не отпадать от воскресшего Господа в суету, расслабление или отчаяние. Мы не знаем, сколько времени есть у нас на духовное возрастание, особенно сейчас. Обратимся к делам милосердия, к подвигу молитвы, которая, по словам святителя Феофана, «приготовляет в душе сосуд и хранилище всякому дару Божию». Особо ценным духовным даром святые отцы признают рассуждение. Оно, как никогда прежде, необходимо нам сегодня, чтобы без паники и уныния относиться к происходящему, сохранять веру и видеть в любом развитии событий благую волю Божию. Даже испытания Господь попускает нам, чтобы наша вера была крепче. Не все смогут в эту светоносную ночь быть в храме. И порой это от нас не зависит, но от нас зависит хранить верность Христу.

    Пусть же верующие сердца будут открыты для пасхальной радости, чтобы подобно весенней природе свидетельствовать о воскресшем Христе окружающим людям. В каких условиях мы сегодня ни находились бы, молитвенно воспоем Ему: «Воскресение Христово, видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем...»

    Будем сохранять мир с ближними и проявлять внимание к тем, кто нуждается в нашей заботе. Подвижник благочестия игумен Никон (Воробьев) писал, что «мир нужно сохранять любой ценой». А святитель Феофан говорит: «Где единодушие, согласие и любовь, там и Господь».

    Желаю всем вам возрастать духовно для Христова Небесного сада, пока не настанет время не верою только, но и явно удостовериться:

    Воистину Воскрес Христос!
                                Смиренный
Митрополит Калужский и Боровский.

    Пасха Христова г. Калуга.06/19 апреля 2020 года.

  • Празднование Пасхи у евреев (праздник Песах) было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта. Эти события Ветхого Завета описаны в Библии, в книге «Исход»: «Бог помог евреям освободиться от рабства, он послал египтянам девять бедствий - казней египетских, но фараон не отпускал еврейский народ. Десятой казнью стала смерть каждого первенца в семьях египтян, евреи же спаслись от этого бедствия. Выполняя указания Моисея, они закололи ягнят (агнцев), нарисовав их кровью знаки на косяках и перекладинах дверей своих домов. После этого фараон дал еврейскому народу свободу».
  • Две тысячи лет назад, в царствование римского императора Тиберия, в Иерусалиме Христос был распят на кресте и, согласно христианским представлениям, стал Агнцем Божиим, принявшим грехи мира. Кровью распятого Христа спаслись мы - люди Нового Завета. Смысл праздника - в освобождении от духовного рабства, от власти смерти и греха. Сын Божий пришел на место традиционной пасхальной жертвы - ягненка. Принял страдание и смерть, чтобы приготовить нам, людям, путь на небо, в царство Небесного отца.
  • Стоит помнить, что соблюдение обычаев, безусловно, важно, как часть нашей культурной традиции, но все-таки не составляет основное содержание праздника Пасхи. В Евангелии от Матфея говорится: «Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф, 22: 37-40).
  • Христианство совершило переворот в мировоззрении человечества, отказавшись от старого принципа равного воздаяния «око за око, зуб за зуб». Христианство отвергает такие античеловеческие явления, как фашизм, экстремизм или терроризм. Христианская мораль стала частью нашей национальной культуры, независимо от национальности и вероисповедания.  

   Протоиерей Павел Великанов: «Нужно засвидетельствовать ответственное отношение к людям»

    Кандидат богословия, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов об особенностях нынешней Пасхи:

Прот_Павел великанов.jpg    - Мы принимаем то, что происходит в нашей жизни, как некую реальность, которую дает Бог. В этом праздновании Пасхи исключительное место занимает отношение к тем, кто может пострадать от нашего религиозного эгоцентризма. Многие верующие с удовольствием пошли бы в храмы и разделили радость Светлого Христова Воскресения, участвовали бы в Таинствах. Но они остаются дома, чтобы не стать вольным или невольным источником передачи заразы тем, кто может от нее пострадать.

    Мы говорим о церкви как о живом теле Христовом, как о живом организме. Все, что живо, способно проявлять гибкость, подстраиваться к изменяющимся обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся.

    То, что произошло очень много изменений, — для меня просто глоток свежего воздуха. Это означает, что церковь — живая, она способна изменять многое, даже казавшееся раньше незыблемым. Тут нужны подходы именно практические, не касающиеся содержательных вещей, чтобы засвидетельствовать ответственное отношение к людям, которые ходят в храм.

   Иерей Константин Комаров: «В отказе от посещения кладбищ на Пасху греха нет!»

    Благочинный города Калуги, северного округа иерей Константин Комаров призвал жителей области в этом году отказаться от посещения кладбищ во время Вербного воскресенья и Пасхи.

комаров.jpg    - Церковным установлением посещение кладбищ на Пасху не является. Безусловно, эта традиция имеет отношение к православной культуре, но именно с церковной точки зрения необходимости пребывания на кладбище в Пасху нет. Тем более в сложившейся на данный момент ситуации распространения губительного поветрия, когда государство по настоянию врачей просит нас оставаться дома и без большой необходимости куда-то не выходить.

    Мы, безусловно, понимаем тех людей, которые хотят прибраться на родных могилах. Это церковная традиция – благоговейное отношение к умершим и местам их погребения. Весной, конечно, прибраться легче. Но, в то же время, следует сознавать, что для многих людей посещение кладбища сопряжено с поездкой в другой регион, к пожилым родителям или другим престарелым родственникам. Которым такое посещение в нынешней ситуации может нанести вред и, не дай Бог, даже смерть. Поэтому сейчас лучше бы было от такого посещения отказаться. Греха в этом нет!

    На сегодняшний день уже понятно, что это пожелание коснётся и Страстной седмицы, и Пасхи, и Светлой седмицы, а, вполне возможно, даже и Радоницы. Взвешивая все за и против, лучше от посещения кладбищ пока воздержаться. Отложите эти планы до лучших времён, когда это будет возможно. Риск для жизни не должен преобладать над временными неудобствами.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика