В цене ли «полтинник»?

Светлана МАЛЯВСКАЯ
20.11.2020 12:51
Заметки на полях регионального чемпионата WorldSkills.

    Некоторое время назад в нашем лексиконе появилось противное словечко «эйджизм» (от английского age – возраст). Люди старшего поколения все неуютнее ощущают себя на рынке труда. Сложился стереотип: пик карьеры приходится на 35-40 лет. А потом? До пенсии-то еще работать и работать. Обидно, когда твои знания, опыт, потенциал не находят себе применения.
 
    Изменить отношение к профессионалам 50+ пытается новое направление в движении WorldSkills «Навыки мудрых». Оно реализуется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и Федеральной службы по труду и занятости. В нашей области такие состязания проводятся во второй раз. Мы попросили поделиться своим мнением экспертов и участников нынешнего чемпионата.

     Валерия Воронова, эксперт по компетенции «Графический дизайн»: 
     – Графический дизайнер – это современный художник, воплощающий идеи и образы в информационной среде. Спрос на эту специальность довольно большой. 
    Думаю, возраст здесь большой роли не играет. Важнее всего развитый эстетический вкус и опыт в этой сфере деятельности. Для потенциального работодателя важнее всего портфолио претендента на должность графического дизайнера. Представленные работы и разработки скажут больше резюме.
    Я второй год работаю экспертом на региональном чемпионате WorldSkills. В минувшем году выполняла роль главного эксперта на площадке юниоров, в нынешнем была главным экспертом направления «Навыки мудрых». Участники должны были разработать фирменный стиль компании: логотип, визитку, подарочный сертификат, а также креативно оформить меню для сети столовых. 
    Могу сказать, что у юных графических дизайнеров есть трудности, как при техническом выполнении заданий, так и с точки зрения художественного восприятия. Им пока не хватает знаний в области колористики, «насмотренности» качественного материала. Но осваивать графические редакторы подросткам легче. У людей старшего возраста проблемы в основном бывают в освоении технических аспектов.
    Между словами «молодой» и «креативный» я бы не спешила ставить знак равенства. В минувшем году в финале III Национального чемпионата «навыки мудрых» WorldSkills Russia Калужская область заняла второе место (представитель поколения 50+ Антон Ляпичев, арт-директор рекламного агентства «АКЦЕНТ»). Победитель нынешних соревнований «Навыки мудрых» – Александр Музыченко, педагог дополнительного образования.

    Александр Музыченко, победитель в компетенции «Графический дизайн»: 
    – Предложение участвовать в региональном чемпионате WorldSkills было несколько неожиданным, так как предпечатная подготовка – это не мой профиль. Я художник, занимаюсь визуальным творчеством, в том числе преподаю ребятам в калужском центре «Созвездие» компьютерную анимацию. 
    Людям 50+ на рынке труда сегодня непросто. Чем старше становишься, тем сложнее найти работу. Принять участие в таком чемпионате – это возможность заявить о себе, в частности, людям моего возраста. На самом деле с годами учишься очень эффективно решать профессиональные вопросы, есть большой опыт. Раньше это недооценивали. Сейчас отношение работодателей к нашему поколению пытаются изменить. Пока особенных плодов нет, но, может быть, они будут. 
    Считаю, что очень много зависит от самого человека – нельзя останавливаться, надо учиться. Я сам осваивал компьютер, никаких курсов не заканчивал. Сейчас большие возможности открывает интернет. Если есть желание, многого можно добиться. 
    Как пишет Виктор Пелевин в повести «Зал поющих кариатид», в самом конце жизни богомол начинает летать, это было устроено природой для того, чтобы сделать его старость интересной...

    Андрей Грибов, эксперт по компетенции «Предпринимательство»:
    – Я уже несколько лет выступаю экспертом на региональных чемпионатах не только в Калужской, но и других областях России. Могу сказать, что в целом калужские участники показывают хороший уровень, но молодые справляются с заданиями c большей степенью креатива, чем зрелые. Старшему поколению порой не хватает неординарности, новизны в подходах. С возрастом перестраивать мышление непросто, однако качество проработки идей выходит на более высокий уровнь.
    В бизнесе, как и в любом деле, чтобы быть успешным, надо повышать свою квалификацию, продолжать учиться, держать руку на пульсе. В молодом возрасте справляться с такими задачами легче. 
    Когда людям, и молодым, и старшего возраста, потерявшим работу, рекомендуют открыть свое дело, я бы посоветовал сто раз подумать. Стать успешным предпринимателем дано не всем. Если есть предрасположенность – можно попробовать, если нет – ни в коем случае не рисковать финансами. Это чревато серьезными проблемами.

    Елена Кузина, участник чемпионата «Навыки мудрых»:
    – Такие соревнования дают возможность людям старшего поколения не только показать свои профессиональные навыки, но и открыть для себя новые горизонты, новые профессии.
     Было очень интересно поучаствовать в компетенции «Предпринимательство». Для меня это новая сфера. По первому образованию я преподаватель физики и математики, по второму – магистр экономики. Педагогический стаж более 25 лет. Сейчас я преподаю в Калужском колледже экономики и технологий. Но смогла себя попробовать в роли предпринимателя. Представляла на данный конкурс проект «Молодежное пространство». Мне пришлось изучить много аспектов – ситуацию на данном рынке, конкурентов и так далее. В процессе написания бизнес-плана даже появилось желание все это реализовать. Участники в нашей компетенции защищали очень интересные бизнес-проекты – открытие мясного производства, обучающего центра. 
    Сейчас ситуация на рынке труда непростая. Я преподаю экономику на специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок». Наши выпускники по окончании коледжа нередко начинают свое дело. По моим наблюдениям, люди старшего возраста ценят стабильность и стараются удержаться на своём нынешнем рабочем месте.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика