29 марта, Пятница
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 29.03.2024, 15:00
Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»
Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»
Общество 29.03.2024, 14:46
Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»
Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»
Общество 29.03.2024, 14:37
Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете
Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете
Общество 29.03.2024, 14:24
В Калужскую область возвращаются аисты
В Калужскую область возвращаются аисты
Общество 29.03.2024, 14:05
Ветераны СВО проходят реабилитацию в калужском санатории
Ветераны СВО проходят реабилитацию в калужском санатории
Общество 29.03.2024, 13:18
В Калужской области проводят конкурс «Женщина – хозяйка села»
В Калужской области проводят конкурс «Женщина – хозяйка села»
Общество 29.03.2024, 12:22
Фракция «Единая Россия» Законодательного Собрания Калужской области продолжает помогать участникам спецоперации
Фракция «Единая Россия» Законодательного Собрания Калужской области продолжает помогать участникам спецоперации
Спорт 29.03.2024, 11:35
В Обнинске пройдут Всероссийские соревнования Общества «Динамо» по плаванию
В Обнинске пройдут Всероссийские соревнования Общества «Динамо» по плаванию
Общество 29.03.2024, 11:32
Калужан призывают участвовать в конкурсе Росмолодежи
Калужан призывают участвовать в конкурсе Росмолодежи
Общество 29.03.2024, 11:00
Иван Головид: «Как бы террористы не хотели запугать и расколоть наше общество, им это не удалось»
Иван Головид: «Как бы террористы не хотели запугать и расколоть наше общество, им это не удалось»
Криминал 29.03.2024, 10:33
В Калужской области завели два уголовных дела за автоподставы
В Калужской области завели два уголовных дела за автоподставы
Общество 29.03.2024, 10:15
В Калуге подешевели огурцы
В Калуге подешевели огурцы
Общество 29.03.2024, 10:00
В калужском микрорайоне «Кошелев» добавят мусорных контейнеров
В калужском микрорайоне «Кошелев» добавят мусорных контейнеров
Общество 29.03.2024, 09:24
В Думиничском районе на ремонт сельской школы потратят 100 млн
В Думиничском районе на ремонт сельской школы потратят 100 млн

В Татарстане разделились мнения по поводу событий на Угре

Общество 18.10.2019, 10:45

Как известно, калужскую инициативу о придании 11 ноября - дню окончания Великого стояния на Угре - статуса федеральной памятной даты поддержало абсолютное большинство российских регионов.

Против выступал лишь Татарстан. Но при детальном изучении ситуации оказалось, что и там не существует единой позиции по этому вопросу. Среди населения Татарстана есть те, кто поддерживает инициативу калужан, и те, кто выступает против. Большинство татарстанцев занимает нейтральную позицию.
Среди тех, кто считает 11 ноября важнейшей вехой отечественной истории, можно назвать кряшенов, являющихся влиятельной частью татарского общества. Кряшены – это татары, исповедующие православие.
Сегодня мы хотим познакомить вас с их точкой зрения по поводу событий 1480 года на реке Угре. Понятно, что в этой позиции отчасти превалируют исторические мифы, и она основывается на татароцентристской модели отечественной истории. Тем не менее, эта позиция представляет интерес, так как становится очевидным, что среди татарского общества есть разногласия по поводу событий на Угре. Поэтому те, кто утверждает, что население Татарстана категорически против придания 11 ноября статуса федеральной памятной даты, мягко говоря, не правы.

Вниманию читателей мы также предлагаем статью кандидата исторических наук Виталия Бессонова, в которой содержится научное объяснение событий 1480 года.


Татарская православная реконкиста


Наша позиция в связи с планами сделать памятной датой России события 1480 года на реке Угре не понравится обеим сторонам идеологического противостояния, но, тем не менее, мы решили её обозначить. Начнём с того, что мы категорически отрицаем само понятие татаро-монгольского ига. Особенно первые сто с лишним лет этого периода были расцветом христианства как во всей Золотой Орде, так и в её части — Залесской Орде — Русском Улусе.

После насильственной исламизации Золотой Орды она стала распадаться. Ханы сменяли друг друга и переносили столицу Золотой Орды из Сарая в другие города, например, в Крыму это были города: Кырым (он же Солхат), Кырк-Ер, Салачик и затем с 1532 года Бахчисарай. В сложных политических разборках Москва поддержала Крым и Касимов в их противостоянии сарайскому хану Ахмату, руководствуясь пользой для Церкви и христиан. Однако ни о каком выходе из подчинения татарским ханам и речи не было.

 

Иван III уже после Стояния на Угре завещал своему сыну исправно платить дань (выход) татарским ханам: в Крым, Касимов и др. (Духовная грамота великого князя Московского Ивана III Васильевича: «…А дети мои, Юрьи з братьею, дают сыну моему Василью с своих уделов в выходы в ординские, и в Крым, и в Азтарахань, и в Казань, и во Царевичев Городок (Касимов), и в-ыные цари и во царевичи, которые будут у сына моего у Василья в земле, и в послы в татарские, которые придут к Москве, и ко Тфери, и к Новугороду к Нижнему, и к Ярославлю, и к Торусе, и к Рязани к Старои, и к Перевитску ко княж Феодоровскому жеребью рязанского, и во все татарские проторы, в тысячю рублев…»)

Московский Улус ежегодно (с перерывами на время конфликтов) платил дань Крымскому Улусу до 1700 года (см. Константинопольский мирный договор 1700 года, часть VIII), тем самым формально признавая одной из столиц всего Улуса Джучи, в который входил и Московский Улус, город Бахчисарай и первенство крымских ханов из династии гиреев. Династия гиреев имела изначально христианское происхождение – христианская кераитская ветвь чингизидов. Сохранились сведения, что крымские ханы молились, стоя на коленях, перед иконой Богородицы – Изге Алланы Тудырган Кыз Марьям. Другой формальной столицей Улуса Джучи, по версии Москвы, в её спорах с Крымом был город Касимов (до ликвидации Касимовского ханства в 1681 году), который сам был под сильнейшим влиянием Москвы, но юридически Москва платила Касимову дань, а не наоборот. Фактической же столицей Золотой Орды уже была татарско-русская христианская Москва. Крымский хан продолжал называться ханом Улуса Джучи (Золотой Орды) и считался старшим братом (до 1700 года) для всех остальных татарских ханов (царей), включая и московского хана. Уже сын союзника Ивана III Менгли I Гирея – крымский хан Мехмед I Гирей взял себе титул «падишах всех могулов (монголов)», ориентируясь уже не только на величие золотоордынских ханов Батыя, Сартака и Менгу-Тимура, но на основателя всего Великого Монгольского Улуса – самого Чингисхана. Московского царя же именовали белым ханом (белым царём) или ханом западной части Улуса Джучи – Ак Орды (царём Белой Орды). После 1700 года Москва, по сути, стала главной и единственной столицей Улуса Джучи и его наследницы и преемницы – России, что окончательно было закреплено присоединением к России Малой Татарии (Крымского ханства) и восточной части Улуса Джучи – улусов Синей Орды (политических предков Казахстана), правда, столица уже была перенесена в город Санкт-Петербург, а татарские правящие роды и династии были искусственно заменены на немецкие.

Кроме того, в Стоянии на Угре решающее значение сыграло Касимовское ханство и касимовские татары, отряды которых под предводительством касимовского хана из крымской династии гиреев Нур-Давлета – сына крымского хана Хаджи I Гирея и воеводы князя Василия Ивановича Ноздреватого по Волге зашли в тыл к сарайскому хану Ахмату и устроили там настоящую резню женщин, детей, стариков — такую, что сами потом были шокированы своими злодеяниями. Это заставило войска Ахмата уйти с Угры. Кроме того, на помощь московским и касимовским войскам шли крымские войска. Орда крымского хана Менгли I Гирея не позволила войскам Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского прийти на помощь хану Ахмату.

Дальше начались сложные политические интриги между Касимовым и Москвой с одной стороны и Крымом с другой. За Крымом стояли интересы исламизированного Константинополя – Стамбула. Их результатом стали: взятие Москвой и Касимовым Казани, Астрахани, присоединение Ногайской Орды и Сибирского ханства и ссора Москвы - Касимова с Крымом. Таким образом, двумя столицами бывшей Золотой Орды фактически стали Москва и Касимов, хотя формально они признавали первенство Крыма до 1700 года. При Иване IV Грозном и Шахе-Али коалиция Москва – Касимов - Крым раскололась на два противостоящих лагеря. Именно с этого времени дань, которую выплачивала Москва Крыму, перестаёт называться «выходом», а начинает называться «поминками».

По нашему мнению, крымские татары изначально не были столь сильно исламизированы. Причиной разборок между Москвой — Касимовым и Крымом стала фактически вассальная зависимость Крыма от турецких султанов, что не могло понравиться ни христианам, ни татарам-мусульманам, которые помнили о былом величии Золотой Орды и Великого Монгольского Улуса. Следовательно, нельзя рассматривать противостояние Москвы - Касимова и Крыма как борьбу с татарами или с татарским владычеством. Скорее как борьбу за наследие и преемственность от Золотой Орды.

В каком-то смысле можно посмотреть на это противостояние как на противоборство двух моделей Золотой Орды. С одной стороны — Золотая Орда времён Александра Невского, хана Батыя и хана Сартака с ее веротерпимостью и расцветом христианства, основанием монастырей, строительством православных храмов и максимальных льгот православному духовенству, добровольным крещением татар, большая часть которых изначально были христианами, и других народов, основанием Сарайской епархии с кафедрой в столице Золотой Орды – в Сарае и с перенесением туда же кафедры Аланской Митрополии, с политическим единством с православной Византией. С другой — модель Золотой Орды после хана Узбека, который из-за желания политического сближения с египетскими мамлюками объявил себя не ханом, а султаном (то есть вассалом главы мусульман — халифа), с её насильственной исламизацией, с дальнейшим де-факто признанием уже вассалитета от турецкого султана (в последующем халифа), с исламским фундаментализмом, отсутствием свободы вероисповедания, арабизацией и, как следствие, отставанием в развитии.

По сути, это была борьба за наследие Золотой Орды между Москвой — православным Третьим Римом и Стамбулом — исламизированным Вторым Римом. При том что многие мусульмане выступали на стороне Москвы. В итоге Москва победила, став новой столицей Золотой Орды. В православную Москву переехала и ставка хана. Православные татары и православные русские начали христианское наступление на Восток. С присоединением Крымского и Казахского ханств Москва закрепила победу.

Сегодня некоторым ангажированным казанским историкам и политтехнологам, пытающимся построить татарскую нацию на принципах насильственной исламизации, не нравится победа модели Золотой Орды первых веков над моделью Золотой Орды после исламизации ханом Узбеком, не нравится победа Москвы над Стамбулом. Они пытаются представить концепцию истории татарского народа без всякого учёта интересов православной части двуконфессионального татарского народа. И даже без учёта интересов тех мусульман, которым ближе Яса Чингисхана, чем шариат. Естественно, такой подход направлен на разрыв русско-татарского единства, что подтачивает основы российской государственности – наследницы государственности Золотой Орды и Великого Монгольского Улуса.

Духовная и политическая ошибка хана Узбека обернулась страшной трагедией для народов нашей страны и прежде всего для самого татарского народа. Стояние на Угре было следствием этой трагической ошибки. Политическая победа в нём стала одним из начал татарской православной реконкисты. По последним данным, огромное значение в присоединении к Москве Казани, Астрахани, Сибири и других земель сыграли именно православные татары. Москва была одним из улусов Золотой Орды с той особенностью, что здесь господствовало христианство, а не шариат, и эту модель поддержали не только христиане, но и мусульмане.

Московия переварила всю Золотою Орду, став правопреемницей Золотой Орды Батыя, Сартака и Александра Невского, Петра Ордынского, Улагчи, Менгу-Тимура, Тахту, которые в союзе с государством хулагуидов и Византаийской империей, а также армянскими, грузинскими христианами вели непримиримую войну с радикальным исламом, защищая христиан по всему миру, особенно на Ближнем Востоке. Татары-христиане совместно с другими христианами организовали так называемый Жёлтый Крестовый поход. Для нынешних стран ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и других интеграций эта геополитическая модель особенно актуальна.

Что касается идеи отмечать 11 ноября как день окончания Стояния на реке Угре, мы считаем, что это празднование возможно только в контексте татарско-русского единства как празднование начала победы одной модели Золотой Орды (веротерпимость с расцветом христианства, Яса Чингисхана) над другой моделью Золотой Орды (насильственная исламизация, шариат), но ни в коем случае не как празднование якобы победы русских над татарами, которой не было, так как не было и национального противостояния, также как не было и татаро-монгольского ига. Можно говорить об образовании политического единства Крыма, Касимова и Москвы как собирателей земель татарских, то есть восстановителей Золотой Орды первого века её существования. Эта коалиция была разрушена из-за фактического подпадания Крыма под влияние Стамбула. Но православную татарскую реконкисту было не остановить. В результате через боль и кровь появилась наследница Великого Монгольского Улуса и Золотой Орды — Россия с центром в Москве. В связи с этим следует добавить, что празднование окончания Стояния на Угре должно носить оттенок скорби по татарскому и другим народам нашей страны, но не в силу того, что якобы русские победили татар, чего, как мы уже указывали, не было. А в силу того, что татарский народ – один из двух государствообразующих народов России - оказался разделённым и ослабленным, уничтожал сам себя. Причину этого мы видим в насильственной исламизации татар и других народов ханом Узбеком, в замене Ясы Чингисхана на шариат. А одним из следствий этому стали события, связанные со Стоянием на Угре.

Вот почему татары могут принять празднование окончания Стояния на Угре только в контексте татарско-русского единства как памяти начала победы одной модели Золотой Орды над другой моделью Золотой Орды, при этом памятная дата должна быть с оттенком скорби в память о трагической судьбе татарского и других народов России, с памятью о невинных жертвах этого смутного периода единой татарско-русской истории.

 

Сергей СИДОРОВ,

руководитель крященского направления
региональной общественной организации
по сохранению и развитию родного языка и культуры
«Союз православных татар».


Новости по теме
В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев

В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев

Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»

Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»

Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»

Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»

Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете

Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика