В краеведческом музее – новый двор

Виктор Боченков
26.03.2020 16:10
При этом он максимально сохранит облик конца XIX столетия

Во дворе Калужского областного краеведческого музея завершается реконструкция: его по-новому мостят камнем, а вокруг самого здания сделан особый пояс из бетона. Чем это вызвано и стоит ли это затевать, не пострадает ли прежний облик двора дома Золотаревых? На наши вопросы отвечает Генеральный директор Калужского областного музея-заповедника Виталий Анатольевич БЕССОНОВ:

– В послереволюционный период камень во дворе был убран, здесь разбили сквер. Но потом, в семидесятых годах прошлого века, решили вернуть тот облик усадьбы, который сложился к концу девятнадцатого столетия. Тогда во двор въезжали кареты, а для этого требовалась гладкая кладка, и она достигалась за счет камня... Та кладка, которая была сделана здесь несколько десятков лет назад, уже пришла в негодность. Она производилась при минимальной трамбовке прямо на землю, по тогдашним, уже устаревшим, технологиям. Проросла трава, переместились камни. В начале 2000 годов двор представлял грустный вид. Поэтому было принято решение провести ремонтные работы уже с учетом современных технологий. Сейчас камни кладутся на песчаное, специально подготовленное основание. Специалисты, разрабатывавшие проект, изучили мировой опыт. Мы возвращаем двору прежний облик, по-новому перекладывая прежний камень, но в том ухоженном виде, в каком это было раньше, в семидесятые годы.

– Но вокруг самого здания будет особая плитка. Зачем?

– Мы преследуем две задачи. Первая – отвод воды. С теми водостоками, как было устроено это и в конце девятнадцатого века и в двадцатом, вода уходила непосредственно под фундамент. Поэтому принято решение создать бетонный пояс. Он многофункционален. Первая – отвод воды на достаточное большое расстояние от фундамента, чем мы облегчаем отрицательную нагрузку на него. В идеале для пояса нужна современная плитка. Но в ходе обсуждений было принято решение использовать такой материал, который не диссонировал бы с общей каменной площадкой. Был выбран природный камень с гладкой поверхностью. Он в отличие от того камня, который укладывается во дворе на песок, вокруг здания кладется на бетонную основу. Это удорожило смету, которая торговалась ранее, но, так как это было коллегиальным решением, подрядчик пошел навстречу. В том, чтобы образ усадьбы Золотаревых максимально был приближен к идеалу, заинтересованы все.
Отвод воды организовывается со стороны стоков. В девятнадцатом веке были сделаны большие карнизы, которые отбрасывали воду подальше от фундамента. Но в данном случае мы собираем воду возле водостоков и целенаправленно уводим ее. Пояс решает еще и задачу отмостки. Наша цель – максимально сохранить образ усадьбы, сложившийся к концу девятнадцатого столетия, и одновременно обеспечить сохранение максимально доступной среды, насколько возможно. Вторая функция пояса – обеспечить удобный доступ к пандусу, необходимому для инвалидов-колясочников. Он располагается позади двора.
Доступ к этому пандусу, если просто класть камень, будет затруднен. Потребуется преодолеть большое расстояние, чтобы к пандусу подъехать. Мы принимаем несколько сотен инвалидов в год. Мы находимся в правовом поле того задания, которое получили, того проекта, который был утвержден, законодательства, нормативных документов, в том числе приказа министерства культуры РФ о создании условий для инвалидов на объектах культурного наследия... Обсуждая этот вопрос с Обществом инвалидов, мы обговаривали также и создание особого пояса вокруг здания. Критические замечания о том, что инвалидам все-таки затруднительно будет посещать музей, возможно, имеют свое основание, но мы говорим о компромиссе. Ведь когда создавался этот дом, усадьба Золотаревых, никто предполагал организацию здесь доступной среды, никто не думал о музее. Мы находимся между двумя законами – между законом о доступной среде с одной стороны, и между законом об охране объектов культурного наследия с другой. Надо исходить из возможностей, которыми обладает тот или иной объект. Любое решение вопроса всегда будет компромиссом.

– Кто ведет работы?

– Ими может заниматься только организация, имеющая лицензию Министерства культуры РФ на проведение работ на объектах культурного наследия и выигравшая, согласно 44-му Федеральному закону, торги. Она называется ООО «Строительный альянс». А заказчиком выступает музей как пользователь объекта. Проводится технический и архитектурный надзор, предусмотренный законом. Все это прописано в федеральном законодательстве и в договорах.

– Почему при проведении работ отсутствует паспорт объекта?

– Существует так называемый свод правил по организации строительства 48.13330.2011. Он предусматривает установку информационных щитов при строительстве новых, реконструкции, утилизации существующих зданий и сооружений, при капитальном ремонте эксплуатируемых объектов капитального строительства. Те работы, которые сейчас проводятся у нас, не предполагают паспорта. Подрядчик может его установить по своей инициативе, но стоит ли, если прямого требования нет? К тому же работы подходят к завершению.

– Кстати, когда они будут окончательно окончены?

– К субботе, 28 марта. Но из-за следующей недели, которая объявлена нерабочей, всё, что необходимо будет доделать, придется завершить позже. В апреле объект будет завершен.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика