Узлы на проводе

Светлана МАЛЯВСКАЯ
01.09.2020 09:16
С какими проблемами сталкивается у нас Единая дежурно-диспетчерская служба?.

    Начнем с того, что Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) не только барышни на телефоне, которые принимают звонки о происшествиях. По сути - это «мозг» муниципальных образований и одновременно центральное звено в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях. В его ведении прием информации, ее анализ, подготовка решения для главы города, района.

    В идеале механизм должен работать как часы, на деле – «шестеренки заедают» и образуются «узлы на проводе». После разлива нефтепродуктов в Норильске глава МЧС России даже жаловался на ЕДДС президенту. Не все гладко в этой системе и в нашей области. О причинах сложившейся ситуации мы беседуем с Дмитрием Низовцевым, заместителем начальника Главного управления МЧС России по Калужской области (по антикризисному управлению).

   В режиме 24 на 7

     - Дмитрий Геннадьевич, в представлении большинства граждан ЕДДС и служба 112 - примерно одно и то же. Как на самом деле работает эта система?

    - Единая дежурно-диспетчерская служба в муниципальных районах – орган повседневного управления районных звеньев территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС. Система 112 – его рабочий инструмент. К примеру, в районе произошла остановка котельной. Люди звонят в службу 112 и жалуются на холод в доме. Оператор заполняет карточку и отправляет ее в ЖКХ, МЧС и т.д. В ЕДДС, получив данную информацию, проводят анализ (кто попадет в зону отключения, есть ли социально значимые объекты, какие силы необходимо привлечь), готовит решение, как ликвидировать последствия.

    - Единые диспетчерские службы есть во всех муниципальных образованиях области?

    - Да. Это службы муниципального подчинения, их учредители - администрации муниципальных районов и городских округов, финансирование идет за счет муниципальных бюджетов. Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Калужской области (ЦУКС) руководит ими на уровне региона. Работают эти службы в круглосуточном режиме. Ответственность за них несут главы муниципальных образований.

   Головная боль российского масштаба

    - Какова ситуация с ЕДДС в нашем регионе?

   - Есть службы, которые очень хорошо функционируют, а есть те, что едва-едва могут выполнять свои обязанности. К сожалению, не везде руководители органов местного самоуправления понимают важность ЕДДС. Особенно там, где пока было относительно спокойно в плане чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Контрасты разительные. У лидеров, в Дзержинском и Малоярославецком районах, ЕДДС практически полностью соответствуют всем требованиям, руководители эту службу ценят, выделяют средства на развитие. А в Износковском, Медынском, Людиновском дело обстоит иначе. Ситуацию обсуждали на областной комиссии по чрезвычайным ситуациям. В тех же Износках ЕДДС в июле и вовсе оказалась закрыта на замок на несколько часов, люди увольнялись.

    - В чем причина?

    - Основная – в низкой оплате труда. Она в муниципальных районах разная. В Боровском, например, 29 тысяч, а в некоторых - МРОТ. Отсюда недоукомплектованность персоналом, техникой. Без средств оснастить на должном уровне такую службу невозможно. Персонал ЕДДС - это работники муниципальных учреждений. Но то, что от них зависит жизнь и здоровье людей, понимают не везде. В итоге районы, где «проседает» ЕДДС, подстраховывают специалисты ЦУКС. Ситуацию нельзя пускать на самотек, от этого зависит, как скоро к человеку придет помощь, насколько она будет квалифицированна.

    - Есть ли какие-то стандарты, обязательные требования к этим службам?

    - Есть государственный стандарт по созданию и развитию ЕДДС, но, к нашему большому сожалению, он носит рекомендательный характер. Это всероссийская головная боль. Плохо, когда можно только рекомендовать, но нельзя обязать. Надо, чтобы руководители поворачивались лицом к этой проблеме.

   - Нам могут возразить: «Доходы у муниципалитетов разные».

    - Считаю, для этого на федеральном уровне необходимо разработать документ с требованиями, которые носили бы обязательный характер. Я не сомневаюсь, что руководители муниципалитетов изыщут средства, проявят волю, чтобы подтянуть ЕДДС на должный уровень, после того как к ним придет надзор, выпишет предписание, составит протокол, оштрафует.

   Тревожный номер

    - Дмитрий Геннадьевич, часто ли граждане жалуются на работу ЕДДС, службы 112?

    - Случается. Чаще всего граждане обращаются из-за того, что не смогли получить какое-либо разъяснение от оператора службы 112. Но при этом многие забывают или не знают, что данная система не справочное бюро, она предназначена для экстренной организации помощи людям, попавшим в беду. На данный момент у нас почти половина звонков носит справочный характер.

    - Наша область была одной из первых, кто внедрял у себя номер 112. Какие уроки извлекли? Каким опытом могли бы поделиться?

    - Наша система 112 была введена в промышленную эксплуатацию в 2016 году. В частности, есть хорошие наработки по подготовке операторов, их подбору, в котором участвует психолог, оптимизации работы - имеются регламенты на все случаи, по которым люди могут обратиться. Мы подняли ряд проблем, которые надо решать. Это организация взаимодействия с соседними регионами, чтобы звонки из приграничных районов попадали по адресу. Сейчас обмен электронными карточками возможен лишь с системами 112 Москвы и Московской области, а мы граничим с шестью регионами.

    - Если человек заблудился в лесу и сумел позвонить на 112, вы можете точно установить, где он находится?

    - Пока вопрос геопозиционирования абонента до конца не решен, но прорабатывается. Погрешность составляет 400-600 метров. Для леса это очень много. В перспективе будет интеграция между многоуровневой системой ГЛОНАС и 112. Координаты позвонившего будут определяться с точностью до 10 метров.

    - Как вы считаете, может, имеет смысл системы ЕДДС и 112 объединить?

    - На данный момент вопросы совершенствования работы дежурно-диспетчерских служб обсуждаются на уровне МЧС. Все понимают, что они нуждаются в реформировании. Самый серьезный вопрос – финансирование.

    Как сообщила «Российская газета», предполагается ввести госстандарт для дежурно-диспетчерских служб.

  - Новая редакция стандарта прежде всего будет способствовать повышению статуса службы. Сейчас ЕДДС в основном функционируют при органах, специально уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС. Изменения в ГОСТ предполагают перевод ЕДДС в подчинение главе муниципального образования, который является председателем комиссии по ЧС, - такой комментарий дал начальник ВНИИ ГОЧС Сергей Диденко.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика