Улочки калужские

Игорь ФАДЕЕВ
22.11.2019 10:56
Как изменились за 50 лет транспортные артерии областного центра.

    Накануне 600-летия Калуги было отремонтировано всего несколько центральных улиц. Почти через полвека дорожно-ремонтные работы охватили почти весь город, причём восстанавливали не только дорожное покрытие, но и заменяли коммунальные сети.
Ухабы как высший шик

    Полвека назад я готовился стать пионером. Вместе с друзьями я совершал на своём «Орлёнке» многокилометровые велопробеги через всю Калугу. К концу лета колёса наших велосипедов были похожи на восьмёрки. Такими разбитыми тогда были калужские улицы и дороги. Но мы не ругали ухабы, ведь подпрыгнуть с великом на колдобине для нас считалось высшим шиком!

    Транспорта тогда в Калуге было немного. В нашем многоквартирном доме, например, машину имел только лишь инвалид войны дядя Федя, которому государство предоставило «ушастый» «Запорожец». Иномарок в Калуге в 70-е годы не было вообще.

    Накануне 600-летия Калуги, помнится, дорожная техника на улицах города была редкостью. Кое-что латали, но это не было массовым явлением. Больше других накануне юбилея отремонтировали улицы Ленина и Кирова, а до окраин дорожники тогда и вовсе не добрались.

    Несмотря на малое количество транспорта в Калуге 60-70-х годов, автомобильные пробки на улицах были нередки. На узкой улице ломается или попадает в аварию троллейбус – встаёт весь транспортный поток. Те улицы, по которым ходил и ходит пассажирский транспорт, - Московская, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Никитина (список можно продолжать), не отличаются достаточной шириной. Например, средняя ширина главной транспортной артерии, улицы Московской, пересекающей весь город, - всего около девяти метров. Пробки на ней и сейчас не редкость.

    Приезжавшие ко мне в гости однополчане из Тамбова и Костромы, уступающим Калуге по площади и населению, удивлялись нашим узким улочкам. Даже Обнинск может похвастаться перед Калугой своими более широкими проспектами. Увы, эту ошибку проектировщиков 50-х годов нельзя исправить. Дома построены настолько близко к проезжей части, что для расширения многих улиц придётся сносить половину города.

    Валерий ВОЛКОВ, калужанин, таксист:
    - Водители такси, как никто другой, страдают от плохого качества дорог. Из-за плохих дорог, поломок, связанных с ними, нередко приходилось опаздывать на заказ. В ноябре картина изменилась. Новый щебеночно-мастичный асфальт даже в дождливую погоду обеспечивает надёжную сцепку колёс с дорожным покрытием. Теперь во время движения я даже могу себе позволить поставить рядом с приборной панелью стаканчик с кофе. Знаю, что он не упадёт.

   Правая Калуга

    Картина планирования улиц и дорог Калуги в корне изменилась с началом проектирования микрорайона на правом берегу. В 1980 году, наверное, ещё мало кто мог предполагать, что со временем на Правобережье поселятся около сотни тысяч калужан. Тогда этот микрорайон строился как «заводской», и заселяться он должен был в основном сотрудниками ПО «Гранат». Но уже тогда основная правобережная улица генерала Попова была запланирована с разделяющим её бульваром. По калужским меркам – целый проспект! Тогдашнему генеральному директору ПО «Гранат» Николаю Фомушину, чьим именем также названа одна из больших улиц Правобережья, нелегко было отстаивать план застройки правобережной Калуги. Чиновники спрашивали: зачем такие широкие улицы, зачем тратить на них столько денег? Но Фомушин смотрел в будущее и не ошибся. Теперь Правобережье стало самым современным микрорайоном.

    - С начала 1981 года строительный участок нашего треста располагался на правом берегу, - вспоминает Вячеслав СЕВАСТЬЯНОВ, пенсионер, в начале 80-х - прораб КСМТ. - Работать начинали в чистом поле. Что меня сразу удивило – это планировка непривычно широких для Калуги улиц. Даже наша мощная строительная техника прекрасно проезжала по ним, не мешая другому движению. В то же время на стройках в исторической Калуге нам неоднократно приходилось долго ждать бетон или раствор из-за пробок, связанных с авариями или поломкой троллейбусов.

   День сегодняшний

    Областной центр активно готовится к своему 650-летию. А визитной карточкой юбилейной Калуги должны стать новые улицы и дороги, для реконструкции которых были выделены беспрецедентные силы и средства в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Важно также, что в областном центре все дорожные работы были синхронизированы с работами по перекладке аварийных инженерных сетей.

    Отремонтированы 55 км на 29 улицах Калуги при плане 46 км. Заменены более 16 км водопроводных сетей.
Заменены 9 км тепловых сетей. Установлено более 600 новых канализационных колодцев, 150 из которых вынесены 
с проезжей части на пешеходную. Общие затраты на ремонт дорог и замену коммуникаций составили около 
3 млрд руб.

    В эти дни завершаются основные работы по реконструкции аварийного моста через Яченку у деревни Белой, реконструкция третьего участка автодороги «Правый берег – Шопино», устройство кольцевой развязки по Сиреневому бульвару, строительство улично-дорожной сети в микрорайоне Веснушки, а также строительство автодороги протяженностью три километра, обеспечивающей прямой выход на Южный обход.

Поделиться публикацией